Мaксимoвoй [1], интeгрaтивный пoдxoд в сoврeмeннoй пeдaгoгикe сфoрмирoвaлся кaк eстeствeнный рeзультaт рaзвития мeждисциплинaрнoгo пoдxoдa в тeoрии и прaктикe oбрaзoвaния и спoсoбствуeт oптимизaции и кaчeству прoфeссиoнaльнoй пoдгoтoвки. Бeрулaвa, A.Я. Дaнилюк, И.Д. Пoвышeниe кaчeствa пoдгoтoвки будущиx вoeнныx спeциaлистoв в услoвияx грaждaнскoгo вузa — oднa из нeмaлoвaжныx зaдaч в oблaсти тeoрии и мeтoдики высшeгo прoфeссиoнaльнoгo oбрaзoвaния. Мaксимoвa, В.Н. Пo мнeнию В.Н. Интeгрaция грaждaнскoгo и вoeннoгo прoфeссиoнaльнoгo oбрaзoвaния вызвaнa сoврeмeнными пoтрeбнoстями oбщeствa в сooтвeтствии с сoциaльнo-пoлитичeским и экoнoмичeским рaзвитиeм гoсудaрствa. Фeдoрoвa и др.). Звeрeв, В.Н. С пoнятиeм интeгрaции в oтeчeствeннoй пeдaгoгикe связывaют вoзмoжнoсть oбъeдинeния, oргaничeскoгo слияния oбрaзoвaтeльныx учрeждeний, систeм, пoдxoдoв, нaпрaвлeний, сoдeржaния oбрaзoвaтeльныx прoгрaмм, рaзныx прeдмeтoв или иx элементов внутри образовательных областей, что способствует становлению качества образования, подготовке будущих специалистов (М.Н.
-определение уровня подготовки обучаемых;
— 196 с. 1.Максимова, Н.В. Акмеологический подход в педагогике: моногр. — СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007.
Мы ставили перед собой цель усилить связь между содержанием иноязычного текста и специальными дисциплинами; формировать готовность обучаемых к решению типовых задач, возникающих в будущей профессиональной деятельности; активизировать знания, навыки и умения, необходимые будущим военно-морским специалистам.
Кроме того, интеграция высшего инженерного гражданского и военного образования позволяет соединить отработанную «систему воспитания» в военном и гражданском вузах. Изучение проблемы военно-профессиональной подготовки в условиях гражданского морского вуза, применение интегративного подхода позволяет определить совокупность профессионально значимых качеств личности будущих военных специалистов, необходимых для успешной военно-профессиональной деятельности на флотах при выполнении служебных обязанностей как в мирное, так и в военное время, а также разработать основные пути, формы и методы совершенствования подготовки курсантов в вузе.
-методологический — связан с унификацией понятий и универсализацией методов обучения. Юдину [3], данный уровень представляет собой взаимосвязь знаний, преподнесение которых осуществляется за счет переноса методов, принципов, онтологических представлений из одной группы наук в другие; Согласно Б.Г.
В целях совершенствования подготовки курсантов в условиях гражданского морского вуза мы поставили перед собой задачу создать условия для формирования профессионально важного качества (комплексной готовности к профессиональной деятельности) и его дальнейшего развития. Анализ профессиональной деятельности будущего военного специалиста, изучение профессионально важных и значимых качеств позволили нам построить модель формирования комплексной готовности курсанта гражданского морского вуза, проходящего подготовку на факультете военного обучения, которая основывается на интеграции процесса изучения иностранного языка с модульной технологией. В качестве основной технологии выбран процесс изучения иностранного языка на основе модульной технологии. Под комплексной готовностью мы понимаем интегральную способность, отражающую знания командного, военно-инженерного и воспитательного профилей и выступающую базовым уровнем, на основе которого структурируются, осваиваются и развиваются профессиональные компетенции будущего военного специалиста.
Это состояние может изменяться под влиянием педагога. В процессе изучения предложенных модулей текущее состояние комплексной готовности постоянно обогащается, наполняясь новым содержанием, отражающим профили будущей военно-профессиональной деятельности будущего офицера. Для того чтобы успешно решать задачи в процессе обучения, необходимо ориентироваться на выбор целей, отбор определенного материала, методов и средств организации деятельности обучаемых, который зависит от текущего состояния комплексной готовности курсантов и предполагает совокупность знаний, умений, навыков и других качеств личности, которыми курсант обладает на текущий момент обучения. От уровня текущей образованности курсанта и информированности о ней зависит выбор форм, средств и методов, которые использует преподаватель для ее развития.
Кроме специального педагогического образования, состоящего из знаний психолого-педагогических дисциплин, педагог должен владеть современными инновационными технологиями, формами, методами, приемами, средствами обучения и воспитания, навыками организации процесса обучения на основе межпредметных связей. Таким образом, преподаватель выполняет руководящую, организационную, консультационную, контрольную, воспитательную, исследовательскую и инновационную функции. В состав содержательного блока входят базовый и профильный компоненты. Его главная задача состоит в разработке модульной программы и самих модулей, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т.е., используя потенциал модульного обучения, осуществляет управление обучением. Под «профильным компонентом» следует понимать приобретенные знания педагога в зависимости от профессиональной направленности вуза и факультета. Деятельность педагога включает содержательный и инструментальный блоки. Под «базовым компонентом» мы понимаем знания педагога, его педагогическую образованность. Результат изучения каждого модуля зависит прежде всего от совместной деятельности педагога и курсанта. В модульном обучении меняется деятельность преподавателя. Эти профильные знания позволяют педагогу осуществлять его основные функции. Педагог выступает организатором учебно-воспитательного процесса, наставником и консультантом, оказывающим курсанту поддержку в его желании и стремлении обучаться и приобретать необходимые для предстоящей военно-профессиональной деятельности знания и умения.
При разработке модели процесса формирования комплексной готовности в процессе изучения иностранного языка на основе модульной технологии нами были выделены организационнопедагогические условия:
интеграция военный образование профессиональный
Разработанная нами модель процесса формирования комплексной готовности будущего военного специалиста к профессиональной деятельности построена на основе принципов системности, научности, профессиональной направленности, социальной обусловленности, гуманизма. Все принципы обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Интегративный курс представлен дидактическими модулями, каждый из которых направлен на формирование определенных знаний, умений и навыков, а также личностных качеств будущего специалиста. В процессе обучения по интегративному курсу у курсантов вырабатывается самостоятельность, творческая активность, ответственность за результаты своего образования. Процесс изучения иностранного языка выступает главным средством формирования комплексной готовности курсантов.
-практический — это синтез интеграции знаний в педагогике; он непосредственно связан с прикладными потребностями педагогической практики и осуществляется в условиях самой педагогической действительности. Данный уровень охватывает все подструктуры педагогического процесса: цели, принципы, содержание, методы, средства и формы обучения, практическая направленность которых — получение прикладного результата.
-специальная подготовка офицеров, не имеющих педагогического образования, но выступающих в качестве основных субъектов образовательного процесса;
-системную функцию, обеспечивающую оптимизацию взаимосвязей подсистем;
-разработка специальных технологий обучения военнопрофессиональной подготовке и др.
В качестве гипотезы можно предположить, что уровень конкретной предметной подготовки будущих военных специалистов будет выше, если он организован на фоне основных профилей его будущей деятельности — командного, инженерного и воспитательного, предполагающих владение системой знаний, сформированных на основе базовых дисциплин: гуманитарных, социальноэкономических, математических, естественнонаучных и общепрофессиональных. Интеграция и систематизация полученных знаний по этим предметам выступает важным условием формирования высоких профессиональных и морально-психологических качеств будущего военного специалиста, его готовности к выполнению профессиональной деятельности в особых условиях.
Реализация образовательных процессов объективно требует методического обеспечения и сопровождения обучающихся, что включает в себя содержание образования, методы реализации образовательных процессов, квалификацию педагогов, материальные и духовно-чувственные условия их жизнедеятельности. Сериков и др.). Загвязинский, Г.Н. Педагогами были разработаны основные положения концепции внутрипредметной интеграции педагогического знания: определены ее факторы, принципы построения интегративных педагогических концепций (В.И. Сериков [2] считает, что концепция интегративного подхода должна включать образовательные процессы, в которые включены деятельность субъектов образовательной среды — педагога и обучающегося, педагогика наставничества и усвоения опыта, пр. В частности, Г.Н.
В контексте нашего исследования важным становится факт выделения разных уровней педагогической интеграции — методологического, теоретического и практического:
Деятельность. Методология науки. — М.: Эдиториал УРСС, 1997. — 444 с. Системность. Юдин, Э.Г.
Интегративный подход к обучению формирует основу для целостного педагогического процесса, позволяет подготовить специалиста широкого профиля, активную творческую личность, способную применять свои умения, знания и навыки в различных социальных и профессиональных условиях. Для данного исследования применение интегративного подхода к обучению считается актуальным, так как именно на основе интеграции разных технологий, средств, форм и методов обучения возможно достижение поставленной цели — сформировать комплексную готовность будущих военных специалистов к профессиональной деятельности.
-теоретический — представляет собой в первую очередь обобщение теоретических концепций, теорий, систем;
Теоретические основы системного управления. — 170 с. .Сериков, Г.Н. — Челябинск, 1993.
Список литературы
При этом реализация образовательных процессов возможна также на основе конкретной модели интеграции, где предметным дисциплинам профессиональной подготовки уделяется немаловажное значение. Нам представляется возможным использование интегрированного подхода в подготовке будущих специалистов в условиях гражданского морского вуза, где курсанты, осваивая гражданскую профессию, в то же время проходят обучение и по военной специализации. Например, обучению иностранным языкам в условиях гражданского морского вуза уделяется особое внимание, так как предполагается, что реализация профессиональной деятельности требует развития и становления функции межнационального полилога, а при освоении военной специализации — готовности к военно-профессиональной деятельности.
-социальную, определяющую основные направления ценностных ориентаций будущего военного специалиста и раскрывающую социальные аспекты его деятельности;
Данный спецкурс состоит из специально подобранных оригинальных текстов, тематически связанных с основным учебным материалом, программой подготовки офицеров запаса, имеющих большую прикладную направленность. Он основан на межпредметных связях и рассматривается в качестве средства обучения будущих военно-морских специалистов. Содержание профессиональной подготовки по разработанной нами модели представлено интегративным учебным курсом «Организация воинских перевозок разными странами», реализация которого способствует формированию комплексной готовности будущего военного специалиста.
Это отразилось на подборе специального материала для чтения и перевода, а также на составлении заданий, выполнение которых позволило студентам обрести навыки и умения профессионального общения. В процессе обучения будущих военных специалистов по данной модели средствами иностранного языка мы опирались на содержание тех специальных дисциплин, которые заложены в основе их профессиональной военной подготовки. Обучение по интегрированному курсу, построенному на основе разработанной модели, помогает курсанту подготовиться к будущей профессиональной деятельности, сформировать профессиональный интерес; стимулирует к развитию и совершенствованию уже имеющихся знаний, что способствует формированию комплексной готовности, включающей командный, военно-инженерный и воспитательный профили. Внедрение разработанной модели в процесс обучения будущих специалистов военных сообщений на водном транспорте формирует у них творческую и профессиональную активность. Такой подход в обучении гарантирует целостное погружение студентов в профессионально ориентированную деятельность, формирует устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка и способствует всестороннему развитию личности будущего военного специалиста.
К функциям модели процесса формирования у будущих военных специалистов комплексной готовности к профессиональной деятельности мы относим:
-интегративную, заключающуюся в интегрировании знаний профилей военно-профессиональной деятельности.
Выбор форм, методов и средств обучения, которые педагог будет использовать в своей педагогической деятельности, формируя комплексную готовность, зависит от информированности педагога о ее текущем состоянии. Инструментальный компонент предполагает выбор соответствующих форм, методов и средств обучения, отбор которых способствует совершенствованию содержания образования будущих военных специалистов, формированию и развитию у обучаемых знаний, навыков и умений, а также творческой активности и самостоятельности, которые необходимы для успешного выполнения военнопрофессиональных обязанностей в соответствии с квалификационными требованиями. В зависимости от педагогических, профильных знаний и умений, приобретенного педагогического опыта, а также информированности о текущем состоянии комплексной готовности, педагог создает программу своих действий, направленных на формирование и развитие заданного качества.
При разработке теоретических основ построения интегрированного содержания, как условия формирования у будущих военных специалистов комплексной готовности к профессиональной деятельности в условиях гражданского морского вуза, можно опираться на известные интегративно-педагогические концепции.