Внeдрeниe кoнцeпции личнoстнo-oриeнтирoвaннoгo oбрaзoвaния oзнaчaeт нeoбxoдимoсть в пeрeсмoтрe систeмы oргaнизaции прoцeссa вoспитaния. Вмeстe с тeм, мнoгиe из прeпoдaвaтeлeй срeдниx прoфeссиoнaльныx oбрaзoвaтeльныx учрeждeний нe oсoзнaют, чтo этo oзнaчaeт сущeствeннoe измeнeниe сoбствeннoй прoфeссиoнaльнoй пoзиции, пeрexoд oт функций трaнсляций и интeрпрeтaций знaний к псиxoлoгo-пeдaгoгичeскoй пoддeржкe в субъeктнoм oсвoeнии этиx знaний. При этoм пoнятиe «псиxoлoгo-пeдaгoгичeскaя пoддeржкa студeнтoв» пoнимaeтся ими чрeзмeрнo зaужeнo кaк пoмoщь, oкaзывaeмaя квaлифицирoвaнными спeциaлистaми нуждaющимся в нeй студeнтaм, причeм тoлькo тoгдa, кoгдa вoзникaeт этa нуждa.
Сoврeмeнныe рoссийскиe и зaрубeжныe исслeдoвaтeли сxoдятся вo мнeнии, чтo этo гoрaздo бoлee oбширнoe пoнятиe. Oнo включaeт в сeбя прeвeнтивную и oпeрaтивную пoмoщь прeпoдaвaтeлeй учeбнoгo зaвeдeния в рeшeнии рaзличныx индивидуaльныx прoблeм oбучaющиxся. Тaкиe прoблeмы мoгут быть связaны с физичeским и псиxичeским здоровьем учащихся, их социальным и экономическим положением, успешным продвижением в учебе, эффективной деловой и межличностной коммуникацией, а так же жизненным, профессиональным и этическим выбором.
Основные концептуальные положения, представляющие психолого-педагогическую поддержку, были разработаны Олегом Самойловичем Газманом. Согласно его теории, наиболее успешное развитие личности происходит через гармоничное сосуществование двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации. Первый процесс способствует усвоению принятых в обществе ценностей, норм и способов поведения и деятельности (формирование у молодежи социально-типичного), а второй становлению его индивидуальности (развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке).
Последователи О.С. Газмана внесли некоторые коррективы в понятие «психолого-педагогической поддержки», сконцентрировав внимание на педагогической стороне ее реализации:
·во-первых, педагогическая поддержка не противопоставляется воспитанию, а гармонично сочетаются с ней;
·во-вторых, концепция педагогической поддержки выступает как важнейший принцип личностно-ориентированной системы образования;
·в-третьих, педагогическая поддержка — это мягкая педагогическая технология, направленная на содействие процессам самоопределения, самостроительства и самовыражения личности молодого человека, развитие его индивидуальности.
Семантический и педагогический смысл понятия «поддержка» заключается в том, что поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, т.е. поддерживается развитие «самости», самостоятельности человека.
Предметом педагогической поддержки становится специальный процесс совместного с личностью поддерживаемого, определения ее собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ей сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Изучению конкретных механизмов и условий реализации на практике стратегии психолого-педагогической поддержки студентов посвящены работы В.П. Бедерхановой, Ф.И. Кевля, Н: Н. Михайловой, Т.А. Строковой, Б.Е. Фишман, Т. В; Фроловой, С.М. Юсфина и др.
Что касается психолого-педагогической поддержки студентов среднего профессионального образовательного учреждения, то в этом случае существует ряд объективных и субъективных причин, препятствующих полноценной организации этого процесса.
Они проявляются в ряде специфических противоречий:
·между потребностью педагогической практики в личностно ориентированном воспитании, где студент техникума становится субъектом самостоятельного поиска и взвешенного принятия решений и реально существующим в учреждениях СПО малоэффективным механизмам воспитания для подготовки молодого человека к выполнению социальных функций [9,67];
·между необходимостью формировать высокую мотивационную и практическую готовности к социальному самоопределению и недостаточной компетентностью преподавателей в решении этой задачи [9,67];
·между декларированием важного значения фасилитационной деятельности педагога, направленной на стимулирование развития личностного потенциала субъектов образовательного процесса и недостаточной разработанностью технологий, методов и приемов ее использования в образовательной практике [9,67];
·между необходимостью постоянного совершенствования учителем своей профессиональной деятельности и недостаточной готовностью к повышению своего профессионального мастерства [9,ст.67].
Все сказанное подчеркивает необходимость разработать теоретическое обеспечение процесса психолого-педагогической поддержки студентов среднего профессионального образовательного учреждения. На этой базе станет возможным выполнить методическое обеспечение рассматриваемого процесса, а также конкретизировать и апробировать в образовательной практике необходимые для этого технологии. Кроме того, необходимы соответствующие изменения в системе повышения квалификации преподавателей среднего профессионального образовательного учреждения, направленной на укоренение психолого-педагогической поддержки в образовательном пространстве техникума.
Старая «добрая» доктрина «формирования личности специалистов» не поддается частичному обновлению. Необходим системный переход к гуманистической концепции психолого-педагогической поддержки студентов, построенной на признании индивидуальной ценности каждого человека, на поиске путей сопричастности к саморазвитию его когнитивных, чувственных и волевых сфер психики.
Библиографический список
образование педагогический студент воспитательный
1.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996.
2.Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М;, 1989.
.Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. (Курс лекций). Часть 1. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996
.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика, 1989
.Борисенков В.П. Педагогические системы: развивающие и развивающиеся //Педагогика; 2003.
.Быков С.А. Условия гармонизации процессов социализации и индивидуализации в воспитании подростков. Автореф. дисс.к.п.н. — Тюмень,1999.
.Газман О.С. Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы. Рн/Д., 1993
.Газман О.С. Личность — субъект свободной деятельности // Новые ценности образования. — М:, 1995.
.Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема. // Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995.
Похожие работы
Профессиональное образование в условиях реализации ФГОС
…образования:диверсификация учреждений начального профессионального образования (С.А. Виноградова),диверсификация среднего …
…совокупность психолого — педагогических форм, методов и средств, обеспечивающих, во- первых , личностный рост в ходе…
Организация психолого — педагогической службы в медицинском учебном заведении
Исходя из этого, целесообразно, на наш взгляд, говорить о психолого — педагогической службе (ППС); основные цели и…
В курсе «введение в специальность», студенты первых курсов проходили психологическое обследование, которое предполагало изучение…
Формы психолого — педагогического сопровождения студентов первого курса …
…самоадаптации личности, формирования ее социальной и профессиональной идентичности. Проблема адаптации студентов на первом курсе в вузе находится…
Задачи психолого — педагогического сопровождения: оказание психологической и педагогической помощи…
Адаптация студентов -первокурсников к условиям вуза
Глава 2. Психолого — педагогическое сопровождение студентов -первокурсников на этапе адаптации к…
…О.В., Казакова С.Б Эффективная адаптация студентов первого курса — залог успешного обучения и профессионального определения личности.
Концепция работы с одаренной молодежью
— своевременное выявление творческих задатков, обеспечение психолого — педагогической поддержки одаренных студентов , аспирантов, молодых ученых
В этом отношении особенно важно включение в учебный процесс курсов по выбору « Профессиональная карьера…
Процесс формирования учебной мотивации у студентов первых курсов
На основе анализа психолого — педагогической литературы, педагогического опыта нами была поставлена цель экспериментальной части исследования — рассмотреть процесс формирования мотивации учения у студентов первых курсов .