Пoпцoвa Иринa Бoрисoвнa
В дoшкoльнoм вoзрaстe зaклaдывaются oснoвы знaний, нeoбxoдимыx рeбeнку в шкoлe. Мaтeмaтикa прeдстaвляeт сoбoй слoжную нaуку, кoтoрaя мoжeт вызвaть oпрeдeлeнныe труднoсти вo врeмя шкoльнoгo oбучeния. К тoму жe дaлeкo нe всe дeти имeют склoннoсти и oблaдaют мaтeмaтичeским склaдoм умa, пoэтoму при пoдгoтoвкe к шкoлe вaжнo сфoрмирoвaть у рeбeнкa oснoвы мaтeмaтичeскиx прeдстaвлeний.
Пoд мaтeмaтичeским рaзвитиeм дoшкoльникoв пoнимaются кaчeствeнныe измeнeния в пoзнaвaтeльнoй дeятeльнoсти рeбeнкa, кoтoрыe прoисxoдят в рeзультaтe фoрмирoвaния элeмeнтaрныx мaтeмaтичeскиx прeдстaвлeний и связaнныx с ними лoгичeскиx oпeрaций.
Фoрмирoвaнию у рeбeнкa мaтeмaтичeскиx прeдстaвлeний спoсoбствуeт испoльзoвaниe рaзнooбрaзныx дидaктичeскиx игр. В игрe рeбeнoк приoбрeтaeт нoвыe знaния, умeния, нaвыки. В дидaктичeскиx игрax eсть вoзмoжнoсть фoрмирoвaть нoвыe знaния, знaкoмить дeтeй сo спoсoбaми дeйствий. Oснoвнoe иx нaзнaчeниe — oбeспeчить упрaжнять дeтeй в рaзличeнии, выдeлeнии, нaзывaнии мнoжeств прeдмeтoв, чисeл, гeoмeтричeскиx фигур, нaпрaвлeний и т.д. Кaждaя из игр рeшaeт кoнкрeтную зaдaчу сoвeршeнствoвaния мaтeмaтичeскиx (кoличeствeнныx, прoстрaнствeнныx, врeмeнныx) прeдстaвлeний дeтeй.
Oснoвнoй цeлью мoeй рaбoты являлaсь пoддeржкa у дeтeй интeрeсa к зaнятиям мaтeмaтикoй, сoздaниe у ниx сoстoяния увлeчeннoсти, умствeннoгo рaзвития. Я выдeлилa слeдующиe зaдaчи:
— учить oпeрирoвaть свoйствaми, oтнoшeниями oбъeктoв, числaми; выявлять прoстeйшиe измeнeния и зaвисимoсти oбъeктoв пo фoрмe, вeличинe;
срaвнивaть, oбoбщaть группы прeдмeтoв, сooтнoсить, вычлeнять зaкoнoмeрнoсти чeрeдoвaния и слeдoвaния, oпeрирoвaть в плaнe прeдстaвлeний, стрeмиться к твoрчeству;
прoявлять инициaтиву в дeятeльнoсти, сaмoстoятeльнoсть в утoчнeнии или выдвижeнии цeли, в xoдe рaссуждeний, в выпoлнeнии и дoстижeнии рeзультaтa;
рaсскaзывaть o выпoлняeмoм или выпoлнeннoм дeйствии, рaзгoвaривaть с взрoслыми, свeрстникaми пo пoвoду сoдeржaния игрoвoгo (прaктичeскoгo) действия.
Основные принципы занятий:
Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.
Стимуляция любознательности ребенка. В работе я стараюсь использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, волшебные счеты и др.).
Передача инициативы от взрослого ребенку. Для меня важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
Безоценочность. Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Я стремлюсь к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.
Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями.
При использовании дидактических игр широко применяются различные предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Занятия предполагают, что дети умеют обращаться с тем материалом, который предлагается. (например ЛОТО: можно собраться по разным признакам цвет, форма, количество и т.д.)
Обучение использованию какого-либо материала на этих занятиях не должно происходить, т.к. это предполагает закрепление одного определенного способа. Цель же занятий, направленных на развитие познавательной активности, заключается в том, чтобы ребенок нашел различные варианты обращения с занимательным математическим материалом.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.
Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти путь решения, отгадать число — реализуется средствами игры, в игровых действиях. Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.
Игровая деятельность постоянно повышает заинтересованность детей, мотивирует активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки, раскрытии секрета игры и создает положительный эмоциональный настрой, способствующий интеллектуальной деятельности и повышающий ее результативность. Таким образом, развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.
Многообразие занимательного материала — игр, задач, головоломок, дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами.
Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также и признаку общности, направленности на развитие тех или иных умений.
Исходя из логики действий, разнообразный элементарный занимательный материал можно классифицировать, выделив в нем условно 3 основные группы: развлечения, математические игры и задачи, развивающие (дидактические) игры и упражнения. Основанием для выделения таких групп является характер и назначение материала того или иного вида.
Как можно представить это в схеме?
Занимательный математический материалРазвлеченияМатематические (логические) игры, задачи, упражненияДидактические игры и упражненияЗагадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математич. квадраты, математич. фокусы"Танграм", "Стомахион""Гексатрион""Пифагор", "Колумбово яйцо", "Кубики для всех"С блоками, кубиками на включение нахождениеШашки, шахматыСловесныеС наглядным материаломСловесные
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Например, в вопросе: "Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?" — необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения. Математические игры.
Математическими считаются игры, в которых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Для нахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализ условий, правил, содержания игры или задачи. По ходу решения требуется применение математических методов и умозаключений или аналогичных им.
Цепочка примеров
Например: самое простое упражнение
Цель. Закрепить умения детей сравнивать числа.
Ход игры. По заданию ведущего ребенок должен быстро назвать число (числа) меньше 8, но больше 6; больше 5, но меньше 9 и т. д. Ребенок, выполнивший условия игры, получает флажок. При делении детей на 2 группы, ответивший неправильно, выбывает из игры (флажки делаем сами на переменах).
Игра проста по содержанию и поставленной задаче; ее участники должны произвести арифметические действия или назвать требуемое число на основе знания последовательности и отношении между числами. Занимательность, интерес обеспечивают игровые действия (бросание мяча, флажок), игровая постановка цели, правила, приемы стимулирования умственной активности.
Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий: "Найди недостающую фигуру", "Чем отличаются?" " и др. Игры — "Чудо-мешочек", "Вычислительная машина" — предполагают строгую логику действий.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.
Дети подготовительной группы осуществляют поиск или путем сочетания мысленных и практических проб, или только мысленно. Все это дает основание для утверждения о возможности приобщения дошкольников в ходе решения занимательных задач к элементам творческой деятельности. У детей формируется умение вести поиск решения путем предположений, осуществлять разные по характеру пробы, догадываться.
Из всего многообразия занимательного математического материала в дошкольном возрасте наибольшее применение находят дидактические игры. Основное назначение их — обеспечить упражняемость детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т. д. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.
Все дидактические игры я разделила для себя на несколько групп:
. Игры с цифрами и числами.
. Игры путешествие во времени.
. Игры на ориентировку в пространстве.
4. Игры с геометрическими фигурами.
5. Игры на логическое мышление.
Так как дети приходят «домашние» с минимальным, а порой и нулевым представлением о геометрических фигурах, начинаем мы с простого.
Игра «Сроители» (строим дом для героя заяц, волк, медведь и т.д.)
Цель. Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета.
Правила. Ответ следует сразу за вопросом; называть все указанные в вопросе признаки (цвет, размер). Выполнивший эти условия ребенок берет фигуру себе. Игровые действия включают элементы занимательности, соревнования.
Ход игры. На доске раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок говорит: "Кто нашел большой круг?", "Кто нашел маленький синий квадрат?" и т. д. Ребенок, правильно и быстро показавший и назвавший фигуру, берет ее себе. В конце подсчитывают, сколько у кого фигур, объявляют победителей. Строят разноцветный дом.
Обучение решению задач на смекалку (головоломки)
Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы в старшем дошкольном возрасте головоломки с палочками (можно использовать спички без серы). Их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В дошкольном возрасте используются самые простые головоломки. Для организации работы с детьми необходимо иметь наборы обычных счетных палочек для составления из них наглядно представленных задач-головоломок. Кроме этого, потребуются таблицы с графически изображенными на них фигурами, которые подлежат преобразованию. На обратной стороне таблиц указывается, какое преобразование надо проделать и какая фигура должна получиться в результате. От решения задач-головоломок с помощью воспитателя (на основе частичных подсказок, использования наводящих вопросов, подтверждения частичного решения) дети переходят к полностью самостоятельному быстрому решению задач.
Логические упражнения и задачи в обучении детей математике
В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений.
Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры (нахождение закономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры) и др., например:
Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?
В работе с детьми 5-6 лет используются простые логические упражнения и задачи с целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Эти задачи наглядно представлены в виде чертежа, рисунка, иллюстрированы предметами. Дети, решая их, в ходе поисков ответа могут подбирать недостающие фигуры, менять их местами, перекладывать предметы и т. д. Практические действия облегчают решение задачи, делают его более убедительным и доказательным. Кроме указанных, можно использовать другие несложные логические упражнения, заимствуя их из детских периодических изданий ("Веселые картинки", "Искорка", "Мурзилка" и др.). Воспитатель может сам составлять логические упражнения, исходя из конкретных задач обучения детей на занятиях: закрепления представлений о геометрических фигурах, их отличительных признаках, размерных соотношениях предметов и т. д.
Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений
Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным образом фигуры: квадрата, прямоугольника, круга или овала. Они интересны детям и взрослым. Детей увлекает результат — составить увиденное на образце или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Игра "Танграм"
Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 8X8 см из картона, пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Дети должны знать не только названия геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования форм зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их с целью получения новой фигуры. У них должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
Упражнения в составлении, ориентируясь на образ. Образец не убирается, дети могут вновь обращаться к нему в случае затруднения. Он должен быть изготовлен в виде таблицы на листе бумаги и равен по размеру фигуре-силуэту, получаемому в результате составления из имеющегося у детей набора фигур к игре. Это облегчает на первых занятиях анализ и сопоставление (проверку) воссозданного изображения с образцом. На следующих занятиях, по мере накопления опыта в составлении фигур, нет необходимости придерживаться этого правила.
Загадки, задачи-шутки, занимательные вопросы в обучении детей на занятиях
Из многообразия математических игр и развлечений детям в дошкольном возрасте доступны, интересны загадки и задачи-шутки.
В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения:
Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.) Пять братцев в одном домике живут. (Варежка.) Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце станет, туда он и глянет. (ПодсолнухВ красном домике сто братьев живут, все друг на друга похожи. (Арбуз.) Нас 7 братьев, летами все равные, а именем разные. Отгадай, кто мы. (Дни недели.) В году у дедушки 4 имени. Кто это? (Весна, лето, осень, зима.) Кто в году 4 раза переодевается? (Земля.) Много рук, а нога одна. (Дерево.) Пять мальчиков, пять чуланчиков, разошлись мальчики в темные чуланчики. (Пальцы в перчатке.) Четыре ноги, а ходить не может. (Стол.)
Задачи-шутки — это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, дать ответ, замаскировано внешними условиями, второстепенными.
Назначение загадок и задач-шуток, занимательных вопросов состоит в приобщении детей к активной умственной деятельности, выработке умения выделять главные, существенные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными.
Занимательный математический материал для работы с детьми вне занятий
Организация уголков занимательной математики
"Домино фигур", "Составь картинку", "Арифметическое домино", "Лото", "Найди пару", игры в шашки и шахматы и др. При правильной организации и руководстве со стороны воспитателей эти игры помогают развитию познавательных способностей у детей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами, решению конкретных задач индивидуальной работы с детьми, совершенствованию математических представлений.
Журналы, лабиринты, пазлы и т.д.
Развлечения, лабиринты, пазлы и т.д.
Воспитатель, готовясь к подобной работе, составляет сценарии с учетом опыта своих детей, имеющегося материала и условий деятельности дошкольного учреждения. При этом включает материалы, помогающие не только развивать умственную активность ребят, смекалку, конструктивные умения, но и осуществлять в процессе работы с занимательными задачами, играми, смекалками, головоломками разностороннее развитие детей, формировать у них такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстроту, ловкость, привычку к трудовому усилию — умственному, физическому, создавать условия для проявления творчества, выработки активной позиции
Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не только определенные знания, но и умение последовательно и логически мыслить, догадываться, умственно напрягаться.
И именно задачи на смекалку, головоломки, логические игры учат детей планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество.
Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Литература
математический дидактический игра ребенок
1. Абашин Э.А. Весёлые задачки: Арифметика для малышей /Ч.1-3. — М.: Дрофа, Наталис, 1998.
. Всё для дошколят /Сост. Н.Л. Вадченко, Н.В. Хаткина. — М.: ЗАО "БАОПРЕСС", 2001.
. Генко Ж.Ю. О содержании и структуре дидактической игры. — В сб.: Умственное воспитание детей в детском саду. Л., 1981.
. Гришин В.Г., Ильин. Е.И. Шахматная азбука. М., 1980.
. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников/Под ред. Л.А. Венгера. 2-е изд. М., 1978.
. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. М., 1975.
. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Математическая азбука. М., 1980.
. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки. М., 1984.
. Линькова Н.П. Игры, игрушки и воспитание способностей. М., 1969.
. Метлина Л.С. Математика в детском саду. М., 1984.
. Минский Е.М. От игры к знаниям. М.. 1982.
. Моро М.И., Вапняр Н.Ф., Степанова С.В. Математика в картинках. М., 1980.
. Никитин Б.П. Развивающие игры. М., 1981.
. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. Минск, 1977.
. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. М., 1980.
Статьи из журнала "Дошкольное воспитание"
. Грачева 3.А. Значение математической игры "Танграм" для умственного развития дошкольников, 1971, № 1.
. Михайлова 3.А. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности, 1984, № 8.
Интернет-ресурсы
18. http://suhin.narod.ru/bibl6.htm
. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_08e.shtml
. http://games-for-kids.ru/obuchenie-matematike/obuchenie-matematike.php
. http://www.kindereducation.com/zadachi_print.html
. http://suhin.narod.ru/bibl6.htm
Нужна качественная работа без плагиата?