Живoписныe прoизвeдeния Стeллы Шaлумoвoй, xудoжницы, живущeй и рaбoтaющeй в СШA, члeнa Сoюзa xудoжникoв Рoссии и Western New York Artist’s Group, в тeчeниe всeгo прoшлoгo гoдa путeшeствoвaли пo выстaвoчным зaлaм в Мoсквe. В aпрeлe 2004 г. пoлoтнa Шaлумoвoй экспoнирoвaлись в гaлeрee нa Сoлянкe. Выстaвкa имeлa нaзвaниe «Энeргия цвeтa». Прoизвeдeния Стeллы выстaвлялись в Культурнoм цeнтрe, дoмe — музee Мaрины Цвeтaeвoй (выстaвкa «Oтрaжeния»), a в Гoсудaрствeннoм музee Вoстoкa прoшлa пeрсoнaльнaя выстaвкa xудoжницы «Прoстрaнствa».
Пoлoтнa Стeллы oблaдaют удивитeльным свoйствoм прeoбрaжaть интeрьeр: динaмичныe пo цвeту, oни привнoсят в прoстрaнствo дуx тoржeствующeй рaдoсти, свeтa и свoбoды, пoэтoму xудoжницa для экспoнирoвaния прoизвeдeний выбирaeт дoстaтoчнo нeйтрaльныe зaлы, спoсoбныe принять в сeбя ee «пoющую» живoпись, нe пoмeшaв eй, и нa нaшиx глaзax рoждaются нoвыe «Прoстрaнствa». Живoпись Стeллы — этo квинтэссeнция мaслянoй крaски, в кoтoрoй слышится ритм дыxaния и сeрдцeбиeниe xудoжникa. Этo излияниe кaкoй — тo энeргии, тo ли сoлнцa, тo ли oгня, тo ли вoды. Рaссмaтривaя ee пoлoтнa, вспoминaeшь фрaнцузскиx импрeссиoнистoв, Винсeнтa вaн Гoгa в oтнoшeнии нe тoлькo стилистики, кoлoристичeскиx рeшeний, плaстичeскoй экспрессии, пастозного мазка, этюдности композиции, но и внутренней силы, увлеченности. Стилистику произведений Шалумовой можно назвать приближением к самой сущности, фактуре масляной живописи, ее кровью, ее взрывом. Это доминанта средств художественной формы, через которую передаются и содержание, и настроение, как язык, речь человека, у которого уже нет времени долго и взвешенно подбирать слова. Он спонтанно и без сомнений выплескивает их на холст в виде масляной краски, создавая свое царство цвета, переливов и оттенков. И этим камнем разбивается вдребезги ровная гладь застывшего озера — кругами, всплесками, волнами.
Погружаясь в мир искусства Шалумовой, отдаваясь этому бесконечному потоку сознания и ощущений художника, естественно создаешь для себя некий образ автора, вступаешь с ним во внутренний, молчаливый, углубленный диалог. Просматривая картины как будто изучаешь чей-то фотоблог, с размышлениями о жизни и происходящем.
Давайте теперь побеседуем со Стеллой Шалумовой и попытаемся проникнуться ее творческим ощущением жизни.
Расскажите, пожалуйста, сначала что — нибудь о себе.
Когда меня просят рассказать что — нибудь о себе, я всегда сначала прошу своего собеседника выразить мнение обо мне, о моем творчестве. На самом деле эти холсты говорят обо мне намного больше, чем я сама могу рассказать.
Когда и как вы начали заниматься живописью?
До того как я непосредственно обратилась к живописи, я занималась технологией изготовления стекла и керамики. Параллельно я увлекалась графикой: рисовала тушью на бумаге. В какой — то момент, я помню, мне не хватило цвета, и тогда я обратилась к живописи, к колориту. Академического художественного образования я не получила, но при этом у меня нет такого чувства, что мне не хватает каких — то навыков или знаний для самовыражения. У меня нет внутренней потребности в художественном образовании, поскольку пока мне достаточно тех живописных приемов, которыми я владею. В жизни, в мире все очень тесно связано, но нам не дано доподлинно знать об этих связях, мы можем о них только догадываться. У каждого человека есть свой ответ на вопрос о взаимосвязях и взаимовлияниях. Для меня очевидно, что все, что с человеком происходит в течение жизни, так или иначе влияет на «него сегодняшнего». Так же и со мной: все, чем я занималась до того, как непосредственно начала писать, сказывается на моей живописи.
Какие задачи вы ставите в вашей работе?
Я не думаю, что в творчестве, в частности в живописи, можно вообще говорить о конкретных целях. Условно я могу обозначить свою внутреннюю сверхцель как высветление (во всех смыслах этого слова) пространства. На мой взгляд, художник — это не тот человек, который ставит себе ряд задач и планомерно, последовательно их выполняет в определенных временных и прочих рамках. Художник или пишет, потому что не может не делать этого, или не пишет, если ему не пишется. Вот, например, перед вами то, что я делаю. Определенная связь со зрителями осуществляется через их восприятие моей живописи, через их реакции, эмоции, и для меня самое главное, самое радостное заключается в том, что мои картины каким — то образом раскрывают светлые стороны человеческой личности, ее позитивные грани у разных, даже негативно настроенных людей. Я понимаю, что мои работы не могут кардинально изменить мир, но то, что они просветляют его, людям становится легче, для меня это большая радость. Я не рассматриваю этот «результат» как свое достижение, как выполнение прямой задачи, поскольку у меня как у художника вообще нет каких — либо задач (в стандартном смысле слова). Я пишу картины просто потому, что не могу их не писать. У меня всегда было внутреннее знание, уверенность в том, что я буду художником, и теперь я не сомневаюсь в целесообразности и необходимости (для самой себя и для окружающих) моего выбора. Я точно знаю, что это мой путь.
Ваша техника, метод работы с маслом, с акрилом — это сознательный выбор или случайно найденная форма?
Я уверена, что в жизни не бывает ничего случайного. Ведь я пишу маслом и акрилом неодинаково, можно сказать, что с этими материалами я работаю в разных техниках, поскольку все зависит от темы, которую я раскрываю, от состояния, которое я хотела бы передать в данном конкретном случае. Естественно, для каждой работы я выбираю свою характеристику, свою тональность, потому что я чувствую это именно так, а не иначе. Конечно, другой художник на моем месте развил бы ту же тему по — другому, но я вижу ее так. Для меня не имеет большого значения, как называется метод, который я использую в своей живописи. Я просто чувствую, что это наиболее подходящая форма выражения моих внутренних посылов, и все. Из графики я ушла окончательно, поскольку в цвете нахожу намного больше возможностей самораскрытия. Я много путешествую по миру и в целом знакома с современным искусством. Я не видела аналогов моей методике или подобного живописного языка. Специалисты — искусствоведы и зрители тоже говорят, что эта техника рельефно — скульптурной живописи — мой авторский, оригинальный способ работы с масляной и акриловой краской. Несмотря на это, я не патентую его как собственное изобретение, а просто работаю так, как мне нравится, так, как я считаю нужным.
Вы принимаете такое современное явление, как условное разделение произведения искусства на форму и содержание?
Я считаю, что это разделение совершенно невозможно. Когда я подхожу к чистому холсту, у меня уже есть довольно четкое представление о том, что я сейчас буду изображать и как я буду это делать. Можно сказать, что образ будущего произведения, его фактурное и пластическое видение у меня уже есть. Я вижу в общих чертах, как должно быть, и я знаю, как не должно быть.
Скажите, пожалуйста, есть ли у вас какие — нибудь образцы для подражания в мире искусства?
Я никому не подражаю, по крайней мере, на сознательном уровне. А любимые художники на каждом этапе жизни, так же как и любимые писатели или любимые музыканты, у меня были разные. Я не могу назвать ни среди классиков, ни среди современников ни одного мастера как моего «самого — самого». Действительно, с течением времени, с течением жизни — каждую секунду — человек меняется, меняются и его пристрастия и симпатии, меняется все. Наверное, самое важное — то, что все, что происходит с человеком, в его судьбе, так или иначе преломляется в его личности, поэтому значимо и значительно абсолютно все в жизни, любая мелочь, любая, как кажется, случайная встреча, любая «деталь бытия». В этом смысле можно повториться, ни случайностей, ни мелочей в мире не существует.
Какова, на ваш взгляд, миссия художника в современном мире, в культурном процессе?
Мир, о котором вы говорите,это единая система, по сути, пространство, наполненное, точнее, построенное на всевозможных связях, и мы даже не можем себе представить, насколько и каким образом мы зависим друг от друга и насколько каждый из нас может метафизически влиять на события мирового масштаба. Я уверена, что главная задача каждого человека, каким бы делом в жизни он ни занимался или просто жил, заключается в том, чтобы он высветлял свое пространство — теми путями, с помощью тех способностей и того понимания, которые ему даны. Если каждый на своем месте будет выполнять эту человеческую задачу, то наш мир придет к свету.
Что является для вас источником вдохновения?
Мы не будем, я думаю, рассуждать на философскую тему, откуда приходит вдохновение, говорить об этом, конечно, можно сколько угодно, но нам все равно ничего не дано знать наверняка. Больше всего меня вдохновляют люди, живое общение с ними.
Для вас имеет значение, к культуре какой страны относится ваша живопись?
Нет, я не могу выделить такую страну и принципиально не сравниваю нации и культуры, думаю, что эти различия весьма условны. Действительно, я целиком и полностью разделяю позицию космополитизма и считаю, что люди во всех странах, по сути, одинаковы, и их разделяют только традиции и география, климатические условия. Везде на первый план выходит человеческий, я бы сказала, общечеловеческий фактор как основа психологии, а значит, и самого человека. Эмоции у всех одни и те же, и люди могут расходиться в вопросах мировоззрения, в жизненных принципах, но не по национальности или происхождению. Такой вопрос для меня не существует. А мои многочисленные знакомства по всему миру только подтверждают это.
Как изменилась ваша жизнь с того момента, когда вы начали заниматься живописью постоянно?
На выставках, которые мы организуем в разных странах мира, я встречаюсь и знакомлюсь с замечательными, светлыми, прекрасными и тонкими людьми, и это мне приносит, наверное, самую большую радость.
Давайте немного подробнее поговорим о вашей выставочной деятельности. Насколько она масштабна в соотношении с тем временем, которое вы уделяете собственно работе?
Как я говорила раньше, все взаимосвязано, и я бы не стала разделять эти вещи. Выставки я воспринимаю как гастроли, с одной только разницей: в отличие от музыкантов или актеров мне не нужно репетировать перед выходом на сцену (то есть в экспозиционные залы). Мои «репетиции» заканчиваются, когда картина подписана. Я благодарна всем зрителям, приходящим на мои «концерты», потому что всегда приятно ощущать свою востребованность.
У вас прошла интересная выставка в Музее Востока, скажите, почему для отобранных на нее работ было выбрано такое название «Пространства»?
На выставку в Музей Востока я собрала работы на разнообразные темы, в разных техниках, и этим названием я хотела подчеркнуть именно многогранность, бесчисленность и бесконечность, неограниченность пространств, их многообразие, а значит, и разнообразие образов. О тайнах метафизики мы можем лишь догадываться, и мне понятно только одно: грани бытия не сочтены.
Где в ближайшем будущем вы собираетесь выставляться?
Следующая большая персональная выставка у меня намечена в Нью — Йорке, мы ведем переговоры по поводу выставки в Швейцарии, а также планируем выставку в залах Московского Союза художников.
В чем ваша философия жизни?
Я считаю, человек не должен причинять зла, не должен идти по головам, стремясь достичь своей цели. Каждый должен сознательно делать добро, если есть такая возможность. Часто мы считаем, что наш собеседник все понимает, и уверены, что можем проследить логику его мышления, и делаем из своих, по сути, домыслов собственные выводы. Я считаю, что очень важно прояснять малейшие несогласия, непонимание в обсуждении. Проблемы нужно решать, а не ждать, пуская все на самотек. Человеку лучше сразу объяснить собственную позицию и выслушать его мнение. Если обстоятельства не позволяют исполнить намеченный план, не надо расстраиваться. Возможно, это на каком — то этапе, в какой — то неизвестной тебе сейчас форме может помешать более важным и необходимым процессам. Я считаю, человек не должен брать на себя слишком много, он должен решать только то, что ему поручено, и делать только то, к чему он призван. Я верю, что в каждой личности заложены свет и творчество, искусство должно помогать человеку обнаружить этот свет и не испугаться его, развивать светлое начало души.
Беседу вела Ксения Александрова