Тигрoв В.П.
Нoвым кoмпoнeнтoм oтeчeствeннoгo прoфeссиoнaльнoгo и oбщeгo oбрaзoвaния в Рoссии, кaк в бoльшинствe стрaн мирa, являeтся тexнoлoгичeскoe oбрaзoвaниe, кoтoрoму прeдшeствoвaлo трудoвoe oбучeниe, трудoвoe вoспитaниe.
Сoдeржaтeльнaя и прoцeссуaльнaя стoрoны тexнoлoгичeскoгo oбрaзoвaния в знaчитeльнoй мeрe сoвпaдaют с рeaлизaциeй тexнoлoгичeскoй пoдгoтoвки, суть кoтoрoй рaзвитиe твoрчeскoгo пoтeнциaлa личнoсти шкoльникoв, гoтoвящиxся к прaктичeскoй дeятeльнoсти нa oснoвe фoрмирoвaния в иx сoзнaнии цeлoстнoй тexнoлoгичeскoй кaртины мирa.
Тexнoлoгичeскoe oбрaзoвaниe oпрeдeляeтся кaк фaктoр и срeдствo сoциaлизaции, кaк прoцeсс и рeзультaт aктивнoгo (дeятeльнoгo) усвoeния учaщимся oбщeй тexнoлoгичeскoй культуры, oбщиx спoсoбoв тexнoлoгичeскoгo прeoбрaзoвaния дeйствитeльнoсти.
Исxoдным пунктoм личнoстнo-oриeнтирoвaннoгo пoдxoдa к тexнoлoгичeскoму oбрaзoвaнию являются прeдстaвлeния o твoрчeскoм пoтeнциaлe личнoсти кaк o цeли и фaктoрe oбрaзoвaния, при этoм имeннo личнoсть выступaeт в кaчeствe истoчникa сaмoй культуры и oбщeствeннoгo рaзвития (М.Н. Бeрулaвa).
Твoрчeский пoтeнциaл личнoсти являeтся систeмooбрaзующим кaчeствoм чeлoвeкa кaк субъeктa твoрчeскoй дeятeльнoсти и мoжeт рaссмaтривaться в кaчeствe бaзoвoй кaтeгoрии гумaнистичeскoй пaрaдигмы сoврeмeннoй пeдaгoгики в личнoстнo-oриeнтирoвaннoм пoдxoдe к тexнoлoгичeскoму oбрaзoвaнию.
Oднoй из слoжнeйшиx мeтoдoлoгичeскиx прoблeм сoврeмeннoй пeдaгoгики являeтся выявлeниe и фoрмулирoвкa oснoвныx зaкoнoв и зaкoнoмeрнoстeй пeдaгoгичeскoй дeятeльнoсти. Дaннaя прoблeмa в рaзныx aспeктax в пoслeдниe гoды исслeдoвaлaсь и oбсуждaлaсь в рaбoтax В.И. Aндрeeвa, Ю.К. Бaбaнскoгo, В.И. Зaгвязинскoгo, И.Я. Лeрнeрa, В.В. Крaeвскoгo, П.И. Пидкaсистoгo, И.П. Пoдлaсoгo, A.В. Xутoрскoгo.
В этoм кoнтeкстe интeрeс прeдстaвляeт пoзиция В.E. Кeмeрoвa, считaющeгo чтo в XX вeкe, в пoстиндустриaльную эпoxу, стaлo формироваться представаление об общественных законах как о законахтенденциях, как линиях социальной эволюции, выражающих эффект сочетания различных человеческих деятельностей, условий их реализации… [3, с. 147].
В педагогике важно и необходимо, с одной стороны, не столько противопоставлять, сколько подчеркивать общность категорий закон и закономерность. С другой стороны, следует иметь в виду, что закон и закономерность отражают педагогическое явление на разных уровнях обобщения (закон на максимально конкретном, а закономерность на более абстрактном уровне) и часто вскрывают лишь общуютенденцию функционирования и саморазвития педагогической системы [4, с.172].
Данные позиции позволяют учитывать специфику закономерностей развития творческого потенциала личности учащихся в технологическом образовании как в педагогическом процессе, обусловленную статистическим и динамическим характером данных закономерностей.
Разработка концепции развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании предполагала определение базовых закономерностей и принципов исследуемого процесса.
В процессе формулировки педагогической закономерности необходимо вскрыть существенные, объективные, устойчивые, повторяющиеся взаимосвязи между компонентами педагогической системы; установить педагогические условия, при которых эти взаимосвязи проявляются, и границы распространения закона; выразить, сформулировать педагогический закон через взаимоотношение педагогических категорий в словесной или аналитической форме [4].
Категория развитие творческого потенциала учащегося в технологическом образовании рассматривается в исследовании, с одной стороны, как системообразующий процесс и цель технологического образования, с другой как личностный результат.
Развитие представляет собой не простой, всеобщий и вечный рост, увеличение, а качественное преобразование, отличающееся рядом определенных закономерностей. Процесс развития носит поступательный характер (пройденные ступени повторяют известные черты, свойства низших, но на более высоком уровне); характеризуется необратимостью (не копированием, а движением на новом уровне, когда реализуются результаты предыдущего развития); представляет собой единство борющихся противоположностей, являющихся его внутренней движущей силой (именно разрешение внутренних противоречий и приводит через скачок к новому этапу развития, при взаимозависимости и неразрывной связи всех сторон развивающегося явления [5, с.15 ].
Базируясь на понимании конкретно-исторической обусловленности и социальноэкономической детерминированности развития личности, выявляем первую закономерность: развитие творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании взаимосвязано с развитием общества, с развитием научно-технического прогресса и технологий.
Самореализация, осуществление человека как личности заключается в развертывании оптимального процесса воспроизводства способностей человеческого рода, развития этих способностей при потребности постоянно выходить за существующие пределы, разрывая возможности воспроизводства, достигая наиболее полного воплощения в индивидуальной форме своей родовой социальной сущности общественного существа. Растущий человек становится личностью в той мере, в какой у него формируются социальные качества, определяющие его как общественное существо, члена конкретного общества, сознательного, общественно-ответственного субъекта.
Процесс развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании есть, с одной стороны, направление социализации личности, с другой направление ее индивидуализации.
В процессе социализации именно среда, в которой находится растущий человек, служит основным источником его развития, выполняя роль своеобразного пускового механизма, усиливающего или тормозящего внутренние процессы. Это тем более значимо, так как то, что должно получиться в результате, уже дано в среде с самого начала в этом состоит величайшая особенность детского развития (Л.С. Выготский).
В нашем исследовании создаваемая творческая среда в технологическом образовании является развивающей творческий потенциал учащегося. Особое значение здесь отводится взаимодействию учителя и учащихся. Мир человеческих отношений раскрывается перед ребенком с реальной позиции, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях (А.Н. Леонтьев).
Основой и сутью процесса становления личности является развитие деятельности, которая служит постоянным субстратом развития личности, обеспечивая ей выход за пределы своих возможностей. Совместная целесообразная предметная деятельность людей представляет исходную, порождающую (Д.И. Фельдштейн) основу развития личности. Потребность и способность к созданию вещей, предметов органически сочетаются при этом в личности с потребностью и способностью к творению форм своего общения, к развитию всех человеческих сил как таковых [5, с.19 ].
Развитие творческого потенциала личности учащегося связано с развитием его творческих и социальных качеств и имеет две стороны: объективную и субъективную. Так, в условиях научно-технического прогресса, когда требуются радикальные изменения в сфере труда, развитие творческости личности становится объективной необходимостью. Поэтому в контексте современной социально-экономической ситуации в российском обществе важно установить закономерности развития творческого потенциала личности, обеспечивающие усвоение растущими людьми социальных норм и ценностей, присвоение общественного опыта, формирование социально ответственной позиции и дающие импульсы к творческому самосовершенствованию.
Опираясь на концепцию социализациииндивидуализации (Д.И. Фельдштейн), мы выявили, что общая закономерность развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании может быть сформулирована следующим образом: организация творческой деятельности учащегося в процессе технологического образования в условиях специально созданной творческой среды позитивно влияет на развитие его творческого потенциала как ресурса социализации и индивидуализации личности.
Поиск такого построения системы технологического образования, которая обусловливает целенаправленное развитие творческого потенциала учащегося, взаимосвязан с формированием у него мотива творческой деятельности. Это требует изучения многоплановой деятельности учащегося в технологическом образовании, выделения видов творческой деятельности, ее структуры, специфики потребностей, мотивов, этапов развития.
Соответственно творческая деятельность, обеспечивающая развитие творческого потенциала личности, включает следующие компоненты: мотивацию, цели, условия осуществления.
Активная позиция педагога в технологическом образовании заключается в формировании мотивов творческой деятельности, их целенаправленной перестройке.
Развитие творческого потенциала личности в технологическом образовании предполагает организацию процессов формирования технологической компетентности, творческой активности и поддержки личностного и профессионального самоопределения учащихся как определяющих направлений технологического образования.
В качестве взаимосвязанных сфер деятельности учащегося в технологическом образовании выступают предметная (практическая и познавательная) деятельность и социальная деятельность, направленная на развитие взаимоотношений с людьми, обществом.
В деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений ребенок пытается включиться и на определенном уровне включается в систему этих отношений, что обеспечивает преимущественно формирование его социальной активности.
Психологическое обоснование активности личности дает С.Л. Рубинштейн, определяя личность как форму диалектической связи человека с окружающей действительностью, во взаимодействии с которой изменяется как действительность, так и сам человек [7, с. 241].
Л.И. Божович указывала, что потребность непосредственно побуждает индивида к активности, направленной на ее удовлетворение, именно потребность внутренний стимул поведения и деятельности человека. Особенно интересно для нас в ее подходе вопрос о путях развития потребностей через изменение положения ребенка в жизни, в системе ее взаимоотношений с окружающими [6, с. 464].
Источник активности находится в самом человеке, напрямую связан с интересом (интерес как отправной момент для формирования педагогики активности), но ядро содержания понятия активности еще должно быть конкретизировано на материале различных педагогических практик, считает П.Г. Щедровицкий [8, с. 154].
В педагогической литературе понятие активность имеет два основных значения: это состояние, связанное с выполнением какого-либо акта общения или деятельности, и свойство личности, формирование которого входит в цели воспитания.Несмотря на многообразие аспектов активности, все исследователи сходятся во мнении, что высшим показателем активности личности, под которой понимают способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к окружающей среде, но и целенаправленно изменяя ее, является творческая активность.
При рассмотрении такого специфического вида деятельности, каким является творчество, специалисты обращаются к понятию творческая активность. Этим качеством, как правило, наделяется субъект, занимающийся творческой деятельностью.
В определении творческой активности исследователи (А.М. Матюшкин, П.И. Пидкасистый, Я.А. Пономарев и другие) подчеркивают ее направленность на преобразование действительности. Как нам представляется, если исходить из такого определения активности, то можно сделать вывод о том, что творческая активность есть динамическое условие становления, реализации и видоизменения творческой деятельности. Это говорит о том, что в технологическом образовании необходимо создать спектр возможностей для реализации творческой активности учащихся.
К одной из важнейших закономерностей развития творческого потенциала личности учащегося относится влияние на данный процесс расширения сфер творческой деятельности, совокупности различных ее видов, в которые включен ребенок в технологическом образовании.
Нами выделены этапы развития творческой активности в зависимости от возрастных особенностей детей, их можно представить в виде вектора развития: любознательность, познавательная активность (младший школьный возраст) стремление к творчеству, поисковый уровень (младший подростковый возраст) индивидуальное совершенствование (старший подростковый возраст).
Вопрос организации эффективного технологического образования, которое было бы направлено на развитие творческого потенциала, связан со стимулированием творческой активности и созданием творческой среды. В данной среде обучение и воспитание неразрывны, в ней есть возможности совместно с педагогами и самостоятельно формировать технологическую компетентность, личностный опыт не только в учебной, но и в других видах деятельности. Актуализируя имеющуюся компетентность, учащийся становится и субъектом обучения, и субъектом творческой деятельности, при этом система взаимоотношений ученик учитель должна быть диалоговой, сотруднической.
Чем в большей степени развернуты субъект-субъектные отношения педагога и учащегося в предметно-практической деятельности в технологическом образовании и чем более выражено проявление творческой активности личности, тем актуальнее становится необходимость их реализации в творческой деятельности, а следовательно интенсифицируется процесс развития творческого потенциала личности в технологическом образовании.
Организуя творческую деятельность учащегося в технологическом образовании, необходимо обеспечивать реальную оценку продукта деятельности с позиции ценности для других, для общества, фиксируя новую социальную позицию личности, способной производить социально ценный результат.
Познание особенностей развития и характера эстафетной связи определенной сферы деятельности позволяет оптимизировать поиск путей формирования мотивационно-потребностной сферы личности, развития ее творческой активности как центральной линии проектирования образования на современном этапе развития нашего общества.
Указанные общие закономерности служат базой для выработки системы стратегических идей, которые составляют ядро современной педагогической концепции личностно-ориентированного технологического образования. В сути своей эта концепция сводится к следующим идеям:
нацеленность технологического образования на развитие творческого потенциала личности, способной к плодотворной и продуктивной деятельности;
единство организации учебно-познавательной, поисковой, творческой деятельности учащегося как условие развития личности;
оптимизация содержания, методов, средств; установка на отбор методов, позволяющих формировать творческую мотивацию и стимулирующих творческую активность.
В ходе исследования учитывалось, что границы распространения разработанных закономерностей связаны с технологическим образованием, прежде всего как с объектом изучения дидактики. Это дало основание, опираясь на общие законы обучения, выделенные А.В.Хуторским [9], определить частные закономерности развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании: социальной и личностной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения в образовательной области Технология; взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды; взаимосвязи обучения, воспитания, развития, личностного и профессионального самоопределения; взаимообусловленности результатов обучения и характера образовательной деятельности учащихся.
Степень реализации творческого потенциала ученика зависит от условий, средств и технологий, включаемых в обеспечение образовательного процесса. Выбор учеником целей обучения, открытое содержание образования, личностно-ориентированные технологии обучения (прежде всего проектная), возможность индивидуальной траектории, темпа и форм обучения эти условия повышают творческую самореализацию учащегося.
Любая деятельность в образовательной области Технология, направленная на обучение определенным знаниям, сопряжена с развитием в ученике его личностных качеств, с его воспитанием как члена общества, с его будущим личностным и профессиональным самоопределением. Результативность обозначенной в законе взаимосвязи определяется наличием в образовательном процессе специальной цели по развитию творческого потенциала личности учащегося, а также ее мониторинга, включая диагностику и оценку их достижения, педагогическое сопровождение творческой деятельности, поддержку творческих инициатив учащегося.
Результат технологического образования выражается в творческих продуктах ученика. От того, насколько активна, личностно-ориентирована и продуктивна организуемая деятельность ученика, зависит и ее результативность. Наибольшее влияние на результаты обучения оказывают применяемые технологии, формы и методы обучения.
Данные закономерности обучения обнаруживаются эмпирическим путем как результат рефлексивного анализа связей между процессом образования и общественными процессами (внешние закономерности), а также между различными компонентами самого образовательного процесса (внутренние закономерности). Кроме общих закономерностей обучения, свойственных любому образовательному процессу, или его конкретным воплощениям в той или иной дидактической системе, существуют частные закономерности, которые классифицированы с учетом трех компонентов технологического образования: аксиологического (закономерности цели-ценности); содержательного (закономерности содержания технологического образования); технологического (закономерности технологий, включая формы и методы, средства, система контроля и оценки результатов обучения).
Характерным объектом связей в указываемых закономерностях является процесс развития творческого потенциала личности учащегося. Назовем закономерности целей и содержания технологического образования и технологий, применяемых в технологическом образовании.
Закономерности целей технологического образования:
эффективность образовательного процесса определяется сбалансированностью целей различных уровней: общечеловеческих, государственных, национально-региональных, местных, школьных, учительских, ученических, родительских и личностных;
творческость учащегося возрастает, если он осознанно участвует в определении целей деятельности, выборе проектов, в создании личностного компонента содержания образования;
цели каждого нового этапа обучения определяются уровнем достижения целей предыдущего этапа и личностными творческими достижениями учащегося в динамике их развития.
Закономерности содержания технологического образования:
эффективность технологического образования зависит от наличия индивидуальной программы творческого развития учащегося;
содержание технологического образования усиливает возможность индивидуальной образовательной траектории учащегося при создании творческой среды обра-зовательного учреждения, включающей творческий потенциал социума;
включение в учебный процесс метапредметного содержания образовательной области Технология выводит ученика за пределы учебного предмета и приводит к установлению им личностно-значимых связей с другими образовательными областями, определяющими целостность содержания технологического образования;
образовательные результаты учащегося зависят не от объема изучаемого материала, а от содержания создаваемого им творческого продукта.
Закономерности технологий, применяемых в технологическом образовании:
эффективность образования зависит от соответствия видов и способов организуемой творческой деятельности возрастным и другим индивидуальным особенностям учеников;
создание учеником творческого продукта ведет к повышению учебной мотивации и продуктивности образования;
увеличение в учебном процессе доли открытых личностноориентированных заданий, не имеющих однозначно предопределенных решений и ответов, увеличивает интенсивность и эффективность развития креативных качеств учащихся;
уровень образовательной продукции учеников определяется их индивидуальными способностями и степенью освоения ими технологией образовательной деятельности;
диагностика развития творческого потенциала личности ученика оказывает эффективное влияние на качество технологического образования.
Каждая из названных закономерностей или их совокупность имеют границы применимости, определяемые экспериментально в конкретных средовых условиях технологического образования.
творческий потенциал технологическое образование
Литература
1.Берулава М.Н. Теория и практика гуманизации образования. Чебоксары, 2001.
2.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 2000.
3.Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. М., 2003.
4.Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань, 2000.
5.Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.,1995.
6.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1972. № 2, 4.
7.Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности // Проблемы общей психологии. М.,1973. Вып. 2.
8.Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования М.,1993.
9.Хуторский А.В. Современная дидактика: Учебное пособие для вузов. СПб.,2001.
Нужна качественная работа без плагиата?