Н.Н. Сидoрoвa (Рoссия, Xaнты-Мaнсийск)
Нaрoднaя мудрoсть глaсит: «Кaк жe мы будeм дaльниx любить, eсли близкиx любить нe умeeм…» Любoвь к Рoдинe нaчинaeтся с любви к рoднoму крaю, к людям, с кoтoрыми вмeстe «прaвишь будни и прaздники». Eщe сo шкoльнoй скaмьи глубoкo в душу зaпaли мнe слoвa мoeгo учитeля o тoм, кaк вaжнo пoстрoить «xрaм души чeлoвeчeскoй». Тeпeрь, сaмa стaв учитeлeм, пoнимaю всю глубину ee слoв и считaю, чтo имeннo oт учитeля зaвисит, кaким свeтoм нaпoлнится «этoт xрaм».
Oбeспeчeниe дуxoвнo-нрaвствeннoгo рaзвития и вoспитaния личнoсти грaждaнинa Рoссии являeтся ключeвoй зaдaчeй сoврeмeннoй гoсудaрствeннoй пoлитики Рoссийскoй Фeдeрaции. Зaкoнoпoслушнoсть, прaвoпoрядoк, дoвeриe, кaчeствo трудa и oбщeствeнныx oтнoшeний — всe этo нeпoсрeдствeннo зaвисит oт принятия грaждaнинoм Рoссии oбщeнaциoнaльныx и oбщeчeлoвeчeскиx цeннoстeй и слeдoвaния им в жизни. Зaкoнoм Рoссийскoй Фeдeрaции «Oб oбрaзoвaнии» (ст. 9, п. 1) устaнoвлeнo, чтo «oснoвныe oбщeoбрaзoвaтeльныe прoгрaммы нaчaльнoгo oбщeгo, oснoвнoгo oбщeгo и срeднeгo (пoлнoгo) oбщeгo oбрaзoвaния oбeспeчивaют рeaлизaцию фeдeрaльнoгo гoсудaрствeннoгo oбрaзoвaтeльнoгo стaндaртa с учeтoм типa и видa oбрaзoвaтeльнoгo учрeждeния, oбрaзoвaтeльныx пoтрeбнoстeй и зaпрoсoв oбучaющиxся включaют в сeбя учeбный плaн, рaбoчиe прoгрaммы и другиe мaтeриaлы, oбeспeчивaющиe дуxoвнo-нрaвствeннoe рaзвитиe, вoспитaниe и кaчeствo пoдгoтoвки oбучaющиxся».
Тaким oбрaзoм, пaтриoтичeскoe вoспитaниe oбучaющиxся являeтся пeрвoстeпeннoй зaдaчeй сoврeмeннoй oбрaзoвaтeльнoй систeмы и прeдстaвляeт сoбoй вaжный кoмпoнeнт сoциaльнoгo зaкaзa для oбрaзoвaния.
Сoдeржaниe дуxoвнo-нрaвствeннoгo развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Любое здание должно стоять на твердом фундаменте. Так и основой для внутреннего убранства «храма души человеческой» всегда были, есть и будут опыт предшествующих поколений, отечественное культурное наследие. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека, от его семьи, общества, страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:
усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
общее образование, выстраивающее партнерские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России; при этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;
содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.
Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этно-конфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурной, исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России.
Важным этапом развития гражданского самосознания является углубленность в этнокультурные традиции, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального его народа, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.
Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами. Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.
Содержание духовно-нравственного развития являются базовые национальные ценности, хранимые в семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.
Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа и само человечество — вот традиционные источники нравственности и патриотизма.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:
. патриотизм — любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
. социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
. гражданственность — служение Отечеству, и правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, и поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
. семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
. труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
. наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
. традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
. искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
. природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
. человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит учителям. Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности к толерантности, гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи. Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.
Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.
Задачей учителя является формирование положительного отношения к базовым национальным ценностям. Это значит, что уже в начальной школе у ученика должно формироваться национальное самосознание. Немаловажную роль в этом процессе играет эмоциональная составляющая. Ребёнок младшего школьного возраста особенно восприимчив к деятельности, которая мотивирована интересом и основана на положительном эмоциональном отношении ребёнка к объекту познания.
Овладение базовыми ценностями многонационального народа Российской Федерации неразрывно связано с изучением языка как средства выражения и отражения национальной культуры. Обучение языку и изучение языка в современной школе опирается на культурологический подход, что способствует формированию системы устойчивых ценностных мировоззренческих ориентиров школьника.
Включение лингвистического и культурологического материала в содержание обучения русскому языку на начальной ступени образования позволит обучающимся не только воспринимать язык как явление национальной культуры, что соответствует требованиям ФГОС НОО, но при правильной организации урочной и внеурочной деятельности будет вызывать интерес, живой эмоциональный отклик и способствовать приобщению школьников к русской национальной культуре, что особенно важно для становления личности ребёнка, его ценностной ориентации. Одним из наиболее важных критериев при отборе языкового материала является отражение в нём ценностей культуры русского народа, осознание и усвоение которых является важной задачей обучения и воспитания обучающихся.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.
Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь подростка. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства, а недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, ? есть основной момент при переходе от возраста к возрасту». Образование — это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня — не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.
Прежде всего, духовная личность — результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, владеющий родным, русским, одним или несколькими иностранными языками, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, приобщенный к основам правовой и предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире. Способный безошибочно отличать истину от заблуждений, добро — от безобразного, подлинно художественное — от фальши и подделок, вечное — от временного. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.
Духовный человек — это, прежде всего, гражданин и патриот. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации.
Духовный человек — это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, — знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.
Духовный человек — это нравственный, добрый и отзывчивый человек, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи как основы духовного и физического воспроизводства нации. духовный нравственный воспитание культура
«Национальная доктрина образования в Российской Федерации» определяет обеспечение полноценного личностного развития учащихся в условиях идеологического кризиса. В этой социокультурной ситуации необходима система образования, которая, опираясь на национальные традиции народа, обеспечит высокие нравственные качества учащихся.
В современных условиях только образование является той сферой духовной жизни общества, где передаётся социальный и этнокультурный опыт, накопленный человечеством за всю историю его развития.
Какое поколение будет жить в России в XXI веке? Сумеет ли оно взять с собой духовно-нравственное богатство предков? Что может сделать школа, чтобы не прервалась «времён связующая нить»? В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В различных сложных жизненных ситуациях, окружающих ребенка в быту, во дворе и на улице, в том мутном потоке, что льется на него с экранов телевизоров, необходимы нравственные опоры, чистые источники Добра и Красоты, которые всегда спасали человечество, и припадать к этим живительным ключам человек должен уже с детства. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том, что все многонациональные народы — одна семья, закладывается нравственный фундамент личности.
На Руси издавна почитались две профессии — учителя и зодчего. Нетрудно понять, что их объединяет: тот и другой — творцы. Мне кажется, что успешность созидания учителя зависит от соблюдения незыблемых правил:
во-первых, жить интересами ребенка;
во-вторых, учить детей личным примером;
в-третьих, чтить традиции и опыт предыдущих поколений.
Учитель — это тот же строитель, искусный зодчий. От ювелирности его работы во многом зависит, каким завтра будет наше общество.
В восточной мудрости говорится: «Храбреца испытывает война, мудреца — гнев, а строителя — время». Оно и покажет, каким станет новое поколение в будущем.
Библиографический список
1. Бунеева, Е.В. Научно-методическая стратегия начального языкового образования: монография / Е.В. Бунеева. — М. : Баласс, 2009. — 208 с.
. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / ред. Л.П. Савельева. — М. : Просвещение, 2009. — 23 с.
. Мишатина, Н.Л. Лингвоконцептология как теоретико-прикладное направление современной методики обучения языку.// Университетский научный журнал. № 2 (2012). — с. 77-88.
. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Мин. образования и науки РФ. — М. : Просвещение, 2011. — 33 с.
. М.Л. Кусова, И.А. Чиликова Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Журнал «Начальная школа» №6 2014. — с. 30-33
Нужна качественная работа без плагиата?