Учитeль инфoрмaтики:
Мукушeвa Гульмирa Тoлeгeнoвнa
с. Урджaр 2013 гoд
Прoгрaммa курсoв пoвышeния квaлификaции пeдaгoгичeскиx рaбoтникoв Рeспублики Кaзaxстaн
"Нoвыe пoдxoды в прeпoдaвaнии и oбучeнии нoвoгo фoрмaтa нa урoкe инфoрмaтики"
"Пo Прoгрaммe Кeмбриджскoгo прoeктa нaциoнaльный унивeрситeт Н.?. Нaзaрбaeвa Интeллeктуaльнaя шкoлa ?рлeу"
Прoтивoрeчия:
·мeжду вoзрaстaющeй прaктичeскoй знaчимoстью шкoльнoгo курсa инфoрмaтики и дeфицитoм учeбнoгo врeмeни испoльзoвaниe сeми мoдули;
·мeжду нeoбxoдимoстью фoрмирoвaния прoчныx знaний, умeний и нaвыкoв и нeдoстaтoчнoй oснaщeннoстью кoмпьютeрнoгo клaссa;
·мeжду высoкими трeбoвaниями, прeдъявляeмыми к oвлaдeнию инфoрмaциoнными тexнoлoгиями и нeдoстaтoчнo сфoрмирoвaнными oбщeствeнными умeниями и нaвыкaми.
·Интeгрирoвaть сeмь мoдулeй в прaктику прeпoдaвaния.
Вeдущaя идeя oпытa:
Сoздaниe нa урoкax услoвий для успeшнoй твoрчeскoй дeятeльнoсти учaщиxся, oснoвaннoй нa испoльзoвaнии иx умeний, знaний и нaвыкoв.
Личнaя кoнцeпция учитeля:
·рaзвитиe у учaщиxся твoрчeскиx спoсoбнoстeй нa урoкax инфoрмaтики;
·рaскрытиe иx умeний и нaвыкoв при выпoлнeнии твoрчeскиx прoeктoв;
·рaциoнaльнoe сoчeтaниe рaзличныx мeтoдoв и приeмoв рaбoты нa урoкax. Кoллeктивнo oбсуждaть иннoвaциoнныe пoдxoды и идeи.
Рeзультaтивнoсть oпытa:
Урoвeнь кaчeствa oбучeния в клaссax, в кoтoрыx прeпoдaю, в срeднeм сoстaвляeт 75%, урoвeнь успeвaeмoсти 100%.
Плaн
Вeдeниe
Глaвa І. Тeoрeтичeскиe oснoвы и прoблeмы рaзвития пoзнaвaтeльныx интeрeсoв и твoрчeскoй aктивнoсти шкoльникoв
.1 Инфoрмaциoннo-кoмпьютeрныe тexнoлoгии в учeбнoм прoцeссe
.2 Фoрмирoвaниe умeния чeткo oргaнизoвaть сaмoстoятeльную и группoвую рaбoту
Глaвa ІІ. Исслeдoвaниe пoзнaвaтeльнoгo интeрeсa и твoрчeскoй aктивнoсти учaщиxся
.1 Рaзрaбoткa урoкa "Инфoрмaтикa и инфoрмaция" пo Прoгрaммe Кeмбриджскoгo унивeрситeтa
.2 Рaзрaбoткa урoкa "Oпeрaциoннaя систeмa" пo Прoгрaммe Кeмбриджскoгo унивeрситeтa
Списoк литeрaтуры
шкoльник кoмпьютeрный учeбный урoк
Вeдeниe
Нaйти свoю дoрoгу, узнaть свoe мeстo в жизни — в этoм всe для чeлoвeкa. В нaстoящee врeмя трaдициoннoe oбучeниe прeтeрпeвaeт бoльшиe измeнeния, тaк кaк Кaзaxстaнскoe oбрaзoвaниe вxoдит в нoвый этaп. Этo прoявляeтся нa нaшиx Кeмбриджскиx курсax, кoтoрыe прoxoдят нa дaнный мoмeнт в институтe пoвышeния квaлификaции пeдaгoгoв. В пoслeднee врeмя всe бoльшe и бoльшe пeдaгoгoв -прaктикoв пoнимaют, чтo испoльзoвaниe инфoрмaциoнныx тexнoлoгий в учeбнoм прoцeссe знaчитeльнo пoвышaeт эффeктивнoсть усвoeниe мaтeриaлa учaщимися. Рeaлизaция личнoстo-oриeнтирoвaннoгo пoдxoдa при oбучeнии инфoрмaтикe. Чтo пoд этим пoнимaть? Этo oбeспeчeниe любoгo жeлaeмoгo урoвня глубины изучeния мaтeриaлa. Учитeль нe дoлжeн oгрaничивaться интeрeсaми "срeднeгo" учeникa, при этoм излoжeниe мaтeриaлa дoлжнo oтличaться языкoм, стилeм, спoсoбoм ввeдeния oснoвныx пoнятий. Рaзнoурoвнeвoe oбучeниe пoмoгaeт кaждoму учeнику рeaлизoвaть свoи вoзмoжнoсти. В нaстoящee врeмя кoнтрoль в трaдициoннoй фoрмe ужe нeэффeктивeн, тaк кaк нeдoстaтoчнo индивидуaлeн и нe сooтвeтствуeт структурe и сoдeржaнию. Я oчeнь рaдa, нaвeрнoe, мoe счaстьe, чтo пoпaлa нa эти 3 мeсячныe курсы. Пoслe oбучeния пeрвoгo этaпa "Лицoм к лицу" и прoxoждeния прaктики в шкoлe, мoe oтнoшeниe к свoeй рaбoтe и взгляд нa oбучeниe измeнились сущeствeннo.
Пoслe пeрвoгo этaпa приexaвший, я нaчaлa прaктику с сoбeсeдoвaния с aдминистрaциeй, кoллeгaми и рoдитeлями. Всe мeня поддержали, потому что глобализация — ключевая реальность XXІ века, которая глубоко затронула образование. Данные типы урока включают организационную часть, определение темы и целей, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя, оценку и самооценку выполненной работы. На протяжении всего первого этапа "Лицом к лицу", предложенного Кембриджским проектом, мы учились работать в группе, учили друг друга, своих коллег, обсуждали, заполняли кластер, обменивались мнениями. Уже тогда я представляла себе дистанционный период "Практика в школе", задумывала задания, которые буду использовать в школе. Представляла своих детей, как и что они будут делать в группе. Задания, которые мы выполняли на первом этапе, были творческие и развивали фантазию и воображение. При выполнении этих заданий в каждой группе была атмосфера сотрудничества, проявление уважения друг к другу, научились слушать и слышать своих коллег. Для проведения серии последовательных уроков я взяла 8 класс. Класс был разделен на 3 группы по 4 человека. Материал темы делится на блоки, к каждому из которых готовится задание в шести вариантах разного вида компьютеров. Тема урока: "Классификация современных ПК". Тема урока актуальна, современные дети любознательные, интересуется технологиями современных компьютеров. Сначала ученики провели парную работу, при которой на проблему, поставленную на уроке, находили пути решения . Далее учащиеся ходили в гости в соседние группы, таким образом осуществлялось интерактивное обучение. Ребятам понравилось работать приемом делегирования, обучая друг друга, они сами обучались. Даже почувствовали себя в роли учителя. Учащиеся обсуждали, дополняли друг друга.
Еще одним ярким примером может служить последний урок из серии среднесрочного планирования — урок обобщения знаний. Здесь я применила диалоговое обучение. Обучала через диалог, чтобы ученики критически мыслили, воспринимали мнение других, были терпеливыми, могли свободно выражать свои мысли. Проанализировав занятия на курсах, для себя отметила, что на уроке нужно учитывать несколько факторов:
. учитель должен обращать внимание на каждого;
. одаренные ученики должны чувствовать себя комфортно;
. на уроке должный учитываться правильность выбора упражнений, настроение детей, удовлетворение потребностей и желаний учащихся.
На практике убедилась, что уроки по новой методике развивают учащихся. Если раньше я объясняла новую тему по учебнику, находила дополнительный материал, а дети, выслушав учителя, отвечали по конкретно заданным темам, то теперь, дети сами искали в учебниках раздаточных материалах и находили ответы. Использование новых подходов в обучении помогло мне понять, что учащиеся усваивают новый материал лучше, когда они сами, самостоятельно отыскав новые знания, обсудив между собой, приходили к единому мнению, могли обосновать свои ответы. Я лишь направляла эту деятельность и в завершении подвела итог. На уроках ученики больше думали, чаще говорили, активнее формировали мышление и речь. Учеников обучала тому, как разговаривать друг с другом, они понимали и делились идеями для того, чтобы развивать беседу. Во время совместной групповой работы ученики приобрели соответствующие знания, достигли понимания, а также сформировали знания при рассмотрении и оценке того материала, который они получили.
Здесь я пронаблюдала, как дети сплоченны и дружны. В любой момент они могут посоветоваться, уважают, жалеют, защищают друг друга. Это лишь те четкие примеры, которые я хотела здесь отразить. Интерактивное обучение на материале работы с текстом осуществляется таким образом, что информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, ведется, работа индивидуально, в парах, затем в группах. После обсуждения учащиеся работали на интерактивной доске, каждый ребенок индивидуально работал у доски. Ученики понимают логику предмета и методику подачи, так как она индивидуальна и удобна для учеников. Таким образом, ребята будут учиться применять свои навыки, а также понимать структуру предметов, ровно как их содержание. Ученики чувствовали себя комфортно. Проведенный урок способствовал развитию познавательной активности детей, коммуникативной компетентности, отличался творческим подходом.
Как я уже говорила, Кембриджский подход к обучению основан на 7 модулях. Я, соответственно, внедряла в уроки и интегрировала все модули постепенно. При конструировании данного варианта технологии модульного обучения мы придерживались основных позиций методики для полного усвоения поставленных целей:
.Новые подходы в преподавании и обучении
.Обучение критическому мышлению
.Оценивание для обучения и оценивание обучения
.Использование ИКТ в преподавании и обучении
.Обучение талантливых и одаренных учеников
.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
.Управление и лидерство в обучении.
Отсюда и изменения и в работе учителя, и в построении учебного процесса. После первого этапа курсов я осознала, что мы не должны предоставлять готовый материал на уроках, а нужно научить детей учиться. Вместе с тем, я внесла ряд изменений, связанных с требованиями современной дидактики: стремиться не к обучению детей, а к организации личностно- мотивированной, познавательной деятельности, строить учебный процесс на основе диалогического общения. Дети были активны, этому способствовали разные виды деятельности. Ученики самостоятельно сформировали предназначенную для изучения тему урока и определенные цели урока, что обеспечило готовность к усвоению знаний. Успешное обучение учеников зависит от учителя. Задача учителя — помочь ученикам найти свое предназначение в жизни. Нужно развивать то, что заложено в человеке природой. Учение — это очень тяжелый умственный труд — понять, запомнить, научиться решать, усвоит. И этот труд должен быть радостным! Совсем не обязательно, чтобы каждый урок был занимательным и развлекательным. Необходимо, чтобы ребенок видел свой рост (вчера не понимал — сегодня понял, вчера не умел — сегодня научился) — вот в чем радость! Важно разбудить мысль ребенка, дать ему возможность гордиться собой. А для этого, мы — учителя должны быть профессионалами, шагать в ногу со временем, никогда не останавливаться на достигнутом, искать свою формулу успеха, используя весь арсенал педагогических знаний.
В начале нового века, нового тысячелетия еще раз задумываешься над тем, какие достижения экспериментальной педагогики прошлого столетия, возможно, использовать и сейчас. Одним из таких достижений было выявление принципа саморазвития личности.
Я вижу, что на уроках информатики изучается достаточное количество тем, где ученик может проявить свое творчество. Особенно это актуально на уроках, связанных с графикой. Ведь работа с графикой наиболее эффективно и целенаправленно развивает наглядно-образное мышление, очень важное в любом творческом процессе, поскольку любое новое решение обычно предстает перед мысленным взором в виде картин, схем, моделей. В процессе овладения учащимися данной темой также совершенствуется продуктивное и репродуктивное воображение, проявляющееся в создании объемных образов реального мира. Несомненный интерес представляет тот факт, что перечисленные интеллектуальные операции носят универсальный характер и могут быть применены в других формах и видах деятельности.
Глава І. Теоретические основы и проблемы развития познавательных интересов и творческой активности школьников
.1 Информационно-компьютерные технологии в учебном процессе
Информатизация образования, являясь составной частью глобального процесса информатизации общества, определяет актуальность исследования проблем развития и использования современных информационных (к которым в первую очередь относятся мультимедиа и гипермедиа) и телекоммуникационных технологий.
Система образования вступила в эпоху фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием перехода к непрерывному образованию, новым концептуальным подходам к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования на современном этапе задач не возможна без использования современных методов и средств информатизации (мультимедиа- и телекоммуникационные технологии).
Развитие информационно-коммуникационных технологий требует современных изменений в системе их использования при оценивании знаний, что обусловливает изменения способов обучения, методик и технологий. ИКТ являются значимым инструментом, помогающим учителям в преподавании, позволяя им облегчить объяснение и обеспечить понимание учащимися научных понятий. Следовательно, очень важно, чтобы учителя тщательно обдумывали использование ИКТ в преподавании.
Мультимедиа — это средство или инструмент познания на различных уроках, в частности — информатики. Мультимедиа способствуют развитию мотивации, коммуникативных способностей, социальных компетентностей, получению навыков, накоплению фактических знаний. Кроме этого это способствует развитию информационной грамотности мультимедиа вносит и этический компонент — компьютерная технология никогда не заменит связь между учениками. Она только может поддерживать потенциал их совместного стремления к новым ресурсам и подходит для использования в различных учебных ситуациях, где ученики, изучая предмет, участвуют в диалоге со сверстниками и преподавателями относительно изучаемого материала.
Несмотря на существующие различные подходы к изучению, почти все соглашаются, что два фактора служат определяющими для обучения:
- социальный аспект, то есть практика общения, практика связи и сотрудничества;
- исследовательский аспект, то есть изучение материалов, физических объектов (явлений).
Использование мультимедиа-программ способствует формированию у учащихся как конкретных, так и абстрактных знаний.
По существу, педагогические знания требуют компетентности в понимании осознанных, социальных и развивающих теорий обучения и методов их применения по отношению к ученикам в классе демонстрирую девять ключевых принципов эффективного преподавания и обучения, базирующихся на педагогических знаниях.
Необходимо подчеркнуть, что преподавание естественных наук требует особого подхода формированию научных идей младшими школьниками, что является педагогическим аспектом знаний.
Сильно повышается интерес учащихся к предмету "Информатика и информационные технологии", хорошо просматриваются межпредметные связи. Дети с удовольствием выполняют творческие проекты, участвуют в различного рода конкурсах, конференциях, выставках, дети стали реже записываться на дополнительные компьютерные курсы. Увеличилось число учащихся, продолжающих после школы свое образование в ВУЗе по специальностям, связанным с компьютером, информатикой, информационными технологиями.
Так чему же нужно научить ребенка, чтобы он смог творить? Опираясь на суждения семи модулю, можно ответить на поставленный вопрос следующим образом:
- Нужно научить ребенка быть любопытным и любознательным, удивляться всему, будто видишь все в первый раз.
- Нужно научить видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери), так как источник художественного творчества — память.
- Нужно научить мечтать (фантазия — цемент, скрепляющий самые разные — в их единстве — вещи, соединяя их в одно удивительное целое).
- Чтобы творить, следует еще научить:
- Владеть техникой творчества.
- Создавать "законченную вещь", то есть произведение.
Мною используются два стиля преподавания при использовании мультимедиа на уроке:
·Когда ученики работают самостоятельно, учитель как можно меньше вмешивается в процесс обучения.
·Когда ученики активно вовлекаются непосредственно в критические вопросы, учитель интенсивно вмешивался в учебный процесс.
1.2 Формирование умения четко организовать самостоятельную и групповую работу
Поняла я для себя следующее: чтобы создать коллаборативную среду в классе, нужны, действительно, новые подходы в обучении. Групповая форма работы является своего рода показателем коллаборативной среды, так как именно в группе дети учатся считаться с мнением других. Успешность, эффективность обучения зависит от атмосферы, которая позволяет детям чувствовать себя комфортно на уроке. Если ребенок чувствует себя комфортно на уроке, он отвечает более уверенно, высказывает свое мнение (даже, если оно ошибочное), не боясь, что его поднимут на смех, или не примут его вариант ответа. Для создания благоприятного климата я проводила: в начале урока такие приемы, как "Круг радости", стишки, анекдоты настрои-пожелания на целый день, во время урока проводили физминутки, а в конце урока — рефлексии по содержанию урока или по групповой работе. Во время урока я поняла, что ученики уже в конце урока все обсуждают вместе. Но новые подходы в обучении дают возможность узнать детей и на уроке, например во время подготовки к групповой презентации. Общаясь с детьми, мы многому учимся у них: стараемся выбрать правильный тон в общении, учитываем их эмоциональный настрой. Но мы должны помнить о том, что создание благоприятной атмосферы на уроке напрямую зависит от учителя, от его компетентности. Мы должны помнить и о том, что "современный урок не может быть уроком, обеспечивающим только усвоение школьниками определённой суммы знаний. Он должен создавать условия для развития творческих способностей учащихся, их интеллектуальной активности, формировать личность и мировоззрение".
Во-первых, при новом подходе к обучению учитель планирует свою деятельность таким образом, что большинство учеников (а, иногда, и все ученики) принимают активное участие во всех этапах урока. Так при правильном планировании на уроке задействованы все ученики, например, при групповой форме работы руководитель группы распределяет роли. Согласно правилам групповой работы, дети знают, что нельзя опираться только на сильных участников. Во время групповой работы выявились и скрытые лидеры, показала свои лидерские качества при защите презентаций. Заметно улучшилась атмосфера на уроках, и дети чувствуют это. Отмечу, что между мной и детьми сложились доверительные отношения раньше, но благодаря новым подходам мы (и я, и дети) стали проще. Потребность в общении на таких уроках существует, это заметно: дети поддерживают друг друга при создании совместных презентаций, при выполнении заданий, следовательно, чувствуют себя нужными.
На стадии рефлексии "дневник двойной записи", "дневник тройной записи", написание эссе и другие формы. Отныне работа по Кембриджской Программе — мой путеводитель в построении урока. В настоящее время важно научить учеников самостоятельно добывать знания, учитель должен идти не со знаниями к ученикам, а с учениками к знаниям, то есть необходима педагогика сотрудничества.
Возможность создать условия, при которых учащиеся могут самостоятельно овладевать знаниями, формировать собственное мнение, умение отстоять и аргументировать дает технология критического мышления. Применяя идеи модуля "Критическое мышление" на дистанционном этапе, я увидела, насколько раскрывались творческие способности учащихся, в какой мере им интересно работать в группе, как они с удовольствием занимались составлением постеров, кластеров, защитой своих работ. Этот модуль развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас учащихся. Применение форм и методов этого модуля способствует творческой самореализации учащихся, развитию познавательных способностей и коммуникативных умений детей.
Глава ІІ. Исследование познавательного интереса и творческой активности учащихся
Для ученика необходимо создать на уроке условия, максимально раскрывающие его творческие способности, определяющие, степень продвижения, рост уровня их развития и мышления учащихся. Считаю, что учитель должен быть очень справедливым. Он ведь живой человек и у него складывается определённое отношение к тому или иному ученику. Поэтому я в своей работе следую заповеди: "оценивай не личность, а деятельность ученика". И делать это нужно объективно. Ведь объективная оценка знаний, умений и навыков очень важна как для ученика и родителей, так и для учителя.
Очень важно учителю убедить учащихся, что не ошибается тот, кто ни чему не учится. И самому учителю помнить об этом и с пониманием относиться к ошибкам своих учеников.
Помочь в этом должно знание принципа Питера: "Чтобы избежать ошибок, надо набираться опыта.
Чтобы набираться опыта, надо делать ошибки". Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание ошибкам учащихся. Я веду их учёт, а затем планирую и провожу целенаправленную работу над ошибками учащихся. Стараюсь спокойно указать ученику на его ошибку и помочь ему исправить её. Хорошо, если учащиеся сами заметят свою ошибку или ошибку товарищей, исправят ее и больше не повторят её. Суть моей работы — умение учить всех хорошо.
Главная заповедь учителя: "Учитель! Научи ученика!". Научить каждого — это не просто. Но нужно к этому стремиться. Я убеждена, что если ученик на уроке будет мыслить плодотворно и творчески, то у него обязательно будут знания. А будить мысль ученика, побуждать к действию помогают индивидуальные разноуровневые задания, практические работы, задания занимательного и творческого характера.
Ключевыми факторами, определяющими эффективность учебного процесса в классе, являются следующие: (1) понимание детьми процесса обучения; (2) понимание того, чему обучать; (3) представление о том, как структурировать учебный процесс, и (4) как оценить результативность обучения (рис.1).
Рис. 1. Помощь детям в обучении их принципам обучения
Последующие разделы посвящены происходящему внутри аудитории; при этом необходимо помнить, что классы являются отдельными составляющими всей образовательной системы, и эта связь должна быть учтена при разработке учебного материала. Результатом будет являться поддержка учащихся со стороны их семей, а также — повышение их образовательного потенциала внутри школы и за ее пределами. Соответственно, на уроках ученикам предстоит активно участвовать во всех аспектах учебного процесса: они будут формулировать свои собственные гипотезы и вопросы, конультировать друг-друга, ставить цели для себя, отслеживать полученные результаты, эксперементировать с идеями, рисковать, понимая, что ошибки-нетъемлемая часть обучения.
2.1 Разработка урока "Информатика и информация" по Программе Кембриджского университета
Неделя 1День 1урок 1-1СсылкаКалендарно-тематическое планирование 8-классТема урокаИНФОРМАЦИЯ и ИНФОРМАТИКА Основные понятия информатикиЦель урокаПознакомить с понятием информации, ее видами, формами и способами обработки. Познакомить с различными видами информации по ее назначению, характеру, способам восприятия. Познакомить со свойствами информации. Развивать мыслительную деятельность учащихся посредством постановки проблемных вопросов, научить сравнивать, самостоятельно делать выводы. Развивать познавательный интерес, логическое мышление, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе. Создавать условия для развития самостоятельности, сосредоточенности, самооценки, самоконтроля, дисциплинированности, ответственности и требовательности к себе.Результат обученияУчащиеся должны знать: ü Понятие и хранение информации ü Формы и структуры информации ü Источник, приемник информации ü Типы и свойства информации ü Способы обработки информации Учащиеся должны уметь: ü Проводить примеры передачи, хранения и обработки информации в живой природе, технике, деятельности человека и общества.Задания1. Введение в урок. Орг.момент. 10 мин Что такое информация? Что такое информатика?4. Раздаточные материалы с Интернета 3 мин2. Изучение нового материала 10 мин5. защита проекта (кластер) 10 мин3. Структура информатики. стр 7 Формы представления информации. стр 5 6 мин7. Рефлексия INSERT — что я знаю — что я узнал — что я хочу узнать Вопросник таксономия Блума 8. Домашнее задание 5 минОсновные идеиІ. Деление на 3 группы ІІ. Понятие информация. а) Природа и эволюция в растениях и живых организмах. ІІІ. Информатика- область научно-технической дейтельности ІІІ. Информация и Информатика- наука, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, представления информации, решением проблем создания, внедрения и использования информационной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.Ресурсы1. Раздаточные материалы ( блок-схема) (Информатика- информация) 2. Работа на интерактивной доске 3. Листочки-стикеры для рефлексии 4. мультимедийный комплекс, сопровождение, презентация MS PowerPoint. Используемые модулиНовые подходы к обучению (группавая работа, парная работа, самооценивание и взаимооценивание) Критическое мышление ИКТ (использование интерактивной доски) Учет возрастных особенностей учеников(разноуровновые задание)Деятельность учащихсяДеятельность учителя1.Освоение нового материала (учащиеся осуществляют поисковою деятельность) 2.Составлять Кластер, найти сходство информации и информатики (защита кластера) (учащиеся активно обсуждают и предлогают варианты подтем. 3.физминутка 4.Ответить на вопросы и привести ассоциативные примеры к каждому вопросу отдельно 5.Рефлексия. Оценивает свою деятельность по качеству оценок и активности учащихсяТехническое оснащение Дополнительные электр.учебники (учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Групповая работа (разделена на 3 группы по 4 учащихся , защита проекта) Индивидуальная работа (учитель принимает участие в обсуждении с учащимися под тем проекта) Зарядка (глаза, шея, позвоночник) Критическое мышление "Мозговой штурм" "Сравнителные таблицы" Подводят итоги работы, высказывают положения, коллективно обсуждают оценки за работу. (лидер команды вставляеть оценок каждому учащимся)Домашнее задание§ 1, Тема 1.1 страница 4-10 Учебник Информатики 8 класс
.2 Разработка урока "Основы логики" по Программе Кембриджского университета
Неделя 5День 2урок 3-3.1СсылкаКалендарно-тематическое планирование 8-классТема урокаОсновы логики Основные понятия логикиЦель урокаСформировать у учащихся понятие форм мышления, сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины, логические операции. Задачи: познакомить детей с формами мышления, сформировать понятия: логическое высказывание, логические величины, логические операции. Развивать мыслительную деятельность учащихся посредством постановки проблемных вопросов, научить сравнивать, самостоятельно делать выводы. Развивать познавательный интерес, логическое мышление, усиление познавательной мотивации осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе. Создать условия для развития познавательного интереса учащихся, способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления; Воспитательная: способствовать воспитанию умения выслушивать мнение других, работать в коллективе и группах. Создавать условия для развития самостоятельности, сосредоточенности, самооценки, самоконтроля, дисциплинированности, ответственности и требовательности к себе.Результат обученияУчащиеся должны знать: ü Знакомство с понятием логика, суждение. ü Виды логики; ü Решение логических задач ; ü Логические связки Учащиеся должны уметь: ü Проводить примеры, ввести обозначения логических операций: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация. ввести обозначения логических операций: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция, импликация. ü Способствовать формированию умений переводить высказывания на язык алгебры логики, определять истинность (ложность) высказываний; ü Приволить примеры суждений (простых и составных); ü Уметь составлять истинные и ложные суждения;Задания1. Введение в урок. Орг.момент. 10 мин Что такое формальное логика? Что такое алгебра логика?4. Раздаточные материалы с Интернета 3 мин2. Изучение нового материала 10 мин5. защита проекта (кластер) 10 мин3. Уровень знания: Уровень понимания: задания на 3 группы -Нарисованно 5 шапочек. стр 9 -Нарисованно 6 варежек. стр 10 -Нарисованно 12 собачьих лап под забором. стр 10 6 мин7. Рефлексия INSERT — что я знаю — что я узнал — что я хочу узнать Вопросник таксономия Блума 8. Домашнее задание 5 мин1. Ознакомление с понятием логика-наука, изучающая законы и формы мышления; учение о способах рассуждений и доказательств; наука о высказываниях и их связях; 2. Развитие познавательного интереса учащихся; 3. Воспитание компьютерной грамотности, культуры общения в ходе групповой, парной и фронтальной работе;Основные идеи5. Раздаточные материалы ( запол.таблицы) 6. Электронный учебник 7. Листочки-стикеры для рефлексии 8. Мультимедийный комплекс, сопровождение, презентация MS PowerPoint, работа в флипчарте;РесурсыНовые подходы в обучении и преподавании Критическое мышление ИКТ Учет возрастных особенностей учеников О д О и ОО О Т и О учениковИспользуемые модулиДеятельность учителяДеятельность учащихсяТехническое оснащение Дополнительные электр.учебники (учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность). Групповая работа Индивидуальная работа (учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта) Зарядка (глаза, шея, позвоночник) Критическое мышление "Мозговой штурм" "Метод карусель" "Заполнение 3 граф.таблицы З-Х-У" Подводят итоги работы, высказывают положения, коллективно обсуждают оценки за работу, капитан команды ставить оценку. (самооценивание и взаимооценивание)1.Освоение нового материала (учащиеся осуществляют поисковою деятельность) 2.Составлять Кластер, Решение логических задач, учащиеся активно обсуждают и предлогают варианты подтем. 3.физминутка 4.Ответить на вопросы и привести ассоциативные примеры к каждому вопросу отдельно 5.Рефлексия. Оценивает свою деятельность по качеству оценок и активности учащихся§ 3, Тема 3.1 страница 18-24 Учебник Информатики 8 классДомашнее задание
Пояснительная записка по Программе Кембриджского университета
Тема урока: "Основы Логики"
Два основных достояния человеческой природы это ум и рассуждения. (Плутарх).
На моем уроке, который проводил в 8 "в" классе в ходе изучения темы "Основы логики". Урок изучения нового материала. Одна из задач урока — развивать у учащихся критическое мышление. При выборе методов обучения учла, что по сравнению с лекционным методом, методы группового обсуждения и практического выполнения работы более эффективны. При размышлении над Программой Кембриджского проекта я все время убеждаюсь в том, что без критического мышления учителя и ученика не обходится ни один процесс и не одна структура, с которым, мы сталкиваемся. Конечно же основываюсь и буду основываться на структере и процессах данной Программы по критическому мышлению. Логичекое мышления был представлен как процесс целеустремленного, саморегулируемого суждения, использующего обоснованное рассмотрение доказательств, контекста, концептуализации методов и критериев. Основоположником математической логики считается Джордж Буль (1815-1864), английский математик, отец всемирно известной писательницы Этель Лилиан Войнич. Античную логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной. Это название происходит от основного принципа, который гласит, что правильность рассуждения определяется только его логической формой или структурой и не зависит от конкретного содержания входящих в него высказываний. Формальная логика помогает справиться с обработкой большого объема информации при анализе и синтезе, при решении разнообразных задач, при составлении алгоритмов и программ. На этом уроке я использовало развитие критического мышления через диалог. Новые подходы в преподавании изложенных над Программой Кембриджского проекта. [1, с. 116]
Используемые методы и приемы:
1.Новые подходи в преподавании и обучении
2.Обучение критическому мышлению
3.Использование ИКТ
Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции- положение школьника, имеющего круг и обязанностей. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания, что предлагает развитие познавательных интересов задачи: [2]
üВыявить составляющие мотивационной сферы ребенка;
üРаскрыть сущность понятия "готовность к школе";
üИзучить особенности психологической готовности ребенка к обучению.
Перед началом урока, я задала детям задания, чтобы раскрыть тему.
группе: нарисовано 5 шапочек.
Вопрос: Сколько детей могут надеть шапочки? Нарисовано. Почему?
Ответ: 5 детей. У каждого человека одна голова, значит, сколько шапочек — столько детей могут их надеть. (чтобы было ясно составлено кластер)
группе: нарисовано 6 варежек.
Вопросы: сколько детей могуть надеть варежки?
Ответ: 3 ребенка. У каждого человека 2 руки, и ему нужны 2 варежки. 2 варежки — первому, 2- второму, 2-третьему. (составлено кластер)
группе: нарисованно 12 собачьих лап под забором?
Ответ: 3 собаки. У каждой собаки 4 лапы. Отсчитаем 4 лапы одной собаки, 4-другой, 4- третьей (составлено кластер).
Логическая наука сегодня — это сложное, системное знание, включающее в себя множество отраслей: логическая семиотика, символическая логика, диалектическая логика и др. Логика — наука о формах, приемах и методах правильного мышления; о законах, составляющих основу этих методов.
Логику, в первую очередь, интересует не то, как мыслит человек, а то, как он должен мыслить для решения задач познавательного характера, для достижения истины. Таким образом, логикой являются исторически сложившиеся формы и приемы познания, от которых зависит истинность результата познания. Итак, №3 группы тихий, спокойный мальчик Турсынов Тимур из группы ответил на заданный вопрос. С каждого группы ответы по одному ученику. После того как ребята ответили на вопросы, я предложила им письменно вопросы к этому тексту. Ученикам необходимо было, проанализировав текст, разбить его на смысловые части и каждой части дать название. Затем учащиеся одной группы задают вопросы, составленные в начале урока другой группе и выслушивают их ответы. Работу ученики выполняли в малых группах, индивидуально и паре. Задания позволили каждому ребёнку поразмышлять над текстом, и выслушать этот материал с уст своих одноклассников. Такая работа дает возможность систематизировать полученные знания, лучше запомнить изучаемый материал. Даже слабые ученики проявляют инициативу и с охотой объясняют новый материал своим одноклассникам. Затем провела обсуждение вопросов в форме мозгового штурма. В процессе работы ребята предлагали свои ответы на вопросы, обсуждали возможные варианты, отстаивали свою точку зрения. Все варианты ответов фиксировались учителем на доске. В результате обмена мнениями и обсужден, и я были найдены оптимальные ответы. На этом этапе у каждого ученика была возможность поделиться своими мыслями, суждениями, ещё раз проанализировать полученную информацию. Кроме того урок дал возможность учащимся сформировать, и аргументировано высказать свою точку зрения, вступать в конструктивный диалог, т.е. развивать критическое мышление. Формирование критичности — длительный и сложный процесс. Приведённый пример — звено в цепочке целостного учебного процесса. Работа с информацией — мощное средство для становления критического мышления, которое должно использоваться во всех учебных предметах. Далее дети работали в флипчарте. Я дала им задания решение логических задач:
. выделить элементарные (простые) высказывания и обозначить их буквами.
. записать условие задачи на алгебры логики, соединив простые высказывания в сложные с помощью логический операции.
. выбрать решение-набор значений простых высказываний, при котором логическое выражение является истинным.
. проверить, удовлетворяет ли полученное решение условию задачи.
№2 группы вышел ученик одаренный и лидер Уалибеков Алишер работая у доски заполнил диаграмму Венна. Я научилась внедрять в свои уроки те модули, которые наиболее применимы для того или иного урока. А так же смогла организовать работу в парах, групповую работу и диалоговое обучения. К концу практики даже неактивный, замкнутый ученик начал раскрываться и принимать участие в групповую работе, что и является доказательством необходимости внедрения групповых работ по Программе Кембриджкосго университета. Это программа помогла детям стать раскрепощенные, более уверенными в себе, ученики научились не боятся высказывать свои мнения, не боятся ошибиться, внимательно стали выслушивать каждого члена группы. В начале урока когда составляли правило по котором группа работать, они придерживались по этим правилам, атмосфера в классе на притяжении всех четырех уроков была доброжелательная. На мой взгляд, учитель должен в первую очередь пробудить в детях интерес к своему предмету, только потом он сможет реализовать все поставленные цели и задач.
Список литературы
1.Руководства для учителя
.Учебник 8 класс
.Дистанционное обучение — достойное вхождение в будущее образования. Алматы 2008
.Информатика и образование 5-2000
.Журнал "М??алім. kz" №7 2012
ФИО: Мукушева Гульмира Толегеновна
Должность: учитель информатики
Диплом: степень академический бакалавр
Стаж работи: 8,6 лет
Категория: ІІ
Данный момент работаю: КГУ "СШ им. Б. Момыш?лы"
Закончила университет: г. Семей им Шакарима (очное отделение 4 года)
Нужна качественная работа без плагиата?