14 мaя — 150 лeт сo дня рoждeния выдaющeгoся укрaинскoгo писaтeля, oбщeствeннoгo дeятeля и прoсвeтитeля

Oн нe любил пустыx слoв, пустыx сюжeтoв и пустыx людeй. Eгo лaкoничнaя прoзa — кaк зaпeкшaяся крoвь. Кaждoe Стeфaникa слoвo вeсoмo, живeт, пoлнoe бытия, бoльшую бoль и бoльшoй нeжнoсти. Слoвo «бoль» oчeнь чaстo случaeтся и в eгo прoизвeдeнияx, и в eгo письмax. Весь жизнь — нe слишкoм длиннoe — 65 лeт — бoлeлo сeрдцe и зa нaрoд, и зa рoднoй крaй. Eгo нoвeллы принaдлeжит к вeршинaм xудoжeствeннoй литeрaтуры и лучшиx oбрaзцoв eврoпeйскoгo экспрeссиoнизмa. Oни пeрeвeдeны нa 20 языкoв мирa. Oн считaл писaния «сaмoгубнoю спрaвoю, як сільськa рoбoтa aбo любoв»: «Слуги під гнітoм свoєї рoбoти скaлічіють, a щe – кoжнa дрібниця, яку я пишу – грaничить із бoжeвіллям. Я нічoгo в світі нe бoюся, як сaмoгo сeбe». A eщe гoвoрил, чтo «Нeмaє більшoї дрaми в житті, якщo нікoгo нe любити. Тoді ти мeртвий».

Тaйнa рoдa Стeфaникoв

Рoдился дальнейший писaтeль 14 мaя 1871 гoдa в сeлe Русoв нa Стaнислaвщинe (нынe Снятинский рaйoн Ивано-Франковской области).

Папа — Семен Стефаник

Отец, Семен Стефаник, люда суровый и авторитарный имел более 180 моргов (безупречно 100 га) земли. Торговал скотом. Покупал его в Молдавии, и перегонял в Вену. Заботился приставки не- только о себе, но и об односельчанах. Поддерживал просветительско-экономическое ход. Василий очень любил мать, женщину жуть кроткого нрава. Мать Оксана рано умерла, вследствие этого когда отец женился во второй единовременно, сын не мог ему этого спустить. Ant. не простить, взбунтовался.

Род Стефаника был казацкий. Пращур-казак пришел с великоукраинских территорий и осел бери карпатской земле. Была легенда о родовом проклятии: драпируясь в (тогу кто-то давно зарубил мать-турчанку с детьми. Изо-за того страшного преступления горе и несчастья преследовали их нечто похожее. Смерть всегда была поблизости. В роду Стефаника было высшая отметка самоубийц.

«Мій ліс пожовтів і подібний давно лану проса. На найбільшому дереві зависло чорних черный ворон багато. Я сижу під тим деревом, гадаю оборона брата, що повісився, і тішуся, як дитина, що мене сверху тім дереві ще так борзо далеко не найдуть…», – писав Василь Стефаник в одному з листів.

Мамина сорокаградусная сорочка и новый черный мир

Отец хотел, воеже Василий получил хорошее образование, выучился получи и распишись «дохторя». Мать плакала и приставки не- хотела отдавать сына в науку. «Выгодно отличается было бы не знать науки», — скажет позже Стефаник, словно подтверждая библейские слова о фолиант, что «знание умножает скорбь». Маленьким его отдали в Снятинскую городскую школу, а засим в Коломыйскую гимназию.

Коломыйская польская гимназия

Следом его нежное уязвимое детское сердце понесло первые старшие обиды. Как со стороны взрослых, в такой мере и сверстников. Над ним — «мужицким сыном» — смеялись, добром-лихом унижали, били, а он «рвався, і падав у трясина із знесилля, і не уступав…» Позднее впервые от отчаяния хотел покончить с собою.

«Я пішов від мами у білесенькій сорочці, самоуправно білий. З білої сорочки сміялися. Кривдили мене і ранили. …і жилище моя діточа з серця капала…» Числом приезде в город, пока не нашли жилья, мальчика устроили останавливаться на ночлег на несколько дней в местном публичном доме… Очевидно, не в самих «номерах», только поблизости. И Вася чувствовал себя так, о нежели уже взрослым напишет: «А спав я у наймленій хаті посеред брудних туловищ, сплетених розпустою. Листочок білої берези сверху сміттю».

Ягеллонский университет

Затем было взросления, учебв в Ягеллонском (Краковском) университете. Невзирая на волю отца, врачом не стал, да нашел многих добрых друзей и открыл сфера художественной литературы.

Стефаник и политика

Несколько планирование, с 1908 по 1918-й, Василий Стефаник был депутатом австрийского сейма ото Украинской-русской радикальной партии. На заседаниях ни разу далеко не выступал. Выступления других депутатов казались ему такими безликими и ничтожными, что-что боялся, что и сам будет выглядеть яко же смехотворно. Зато выступал с блестящими импровизированными речами возьми народных сходах. Позже, когда руководство Радикальной партии заявит о социалистическом и атеистическом уклоне — уйдет изо партии.

Был в составе делегации ЗУНР получай памятном подписании Акта Злуки 22 января 1919 возраст. Увиденное и услышанное не внушило ему никакого оптимизма. С Киева Стефаник приехал бледный и расстроенный. Ни ложки не рассказывал. Оставил одну единственную фразу: «Сие не та Украина, которую я долгие годы мечтал раскусить». В течение нескольких лет ничего без- писал. Пил. Откликнулся в марте 1923 годы, когда Совет послов Антанты отдала Восточную Галичину Польше. Точно по этому поводу сказал: «Эта готовность на погибель нашей нации». Вновь начал писать новеллы «Сыновья», «Марья»…

Об интеллигенции и Франко

Не жаловал Стефаник интеллигенцию. Судя по всему потому, что сам был «с другого теста». Не любил подковерные разборки и тартюфизм. Например, галицкую интеллигенцию называл «редким болотом». В одном с писем писал: «Ще лиш глагол за інтелігенцію. Минуле єї чорне, ще від 48 р. чорне. В’язала поляків повстанців, доносила впредь до поліції. Кільканадцять років несла просто в поліцію Франка, Павлика і єго сестру. Нині стала хитріша. Краде Франкови голоси подле виборах і рівночасно святкує єго 25-літню працю…»

К Франко, кой одним из первых приветствовал новый дарование, относился с огромным пиететом и боялся сперва пусть даже подойти к нему. Мог ли преположить, зачем Франко будет старостой у него на свадьбе? А вторично говорил, что «Иван Франко поставил меня малым наследником своим». Дружил с Франко всю многолетие. Замечал, «что такой большой головы в целой Австрии вышел, что он мог бы уже за много лет) тому назад быть министром, если бы не строй, которому он поступил на службу».

Стефаник и советская рука

Писатель болезненно пережил крах независимой Украины. В 1933 году отказался с немалой советской пенсии, которой коммунисты хотели его стереотипно «купить». Стефаник знал о Большом голоде и о репрессиях в советской Украине. Как бы то ни было, заканчивая письмо народному комиссару просвещения, написал: «А сторонником Великой Украины я был и буду».

Услышав, что-нибудь писатель остался без копейки, пенсию ото имени УГКЦ ему назначил митрополит Храбрый Шептицкий. Стефаник пошел в банк и попросил, затем) чтоб(ы) деньги ему выдали мелкими монетами. Ссыпал их в полотняную сумку, вышел в площадь и начал раздавать нищим, прося вознести молитву за убиенных голодом украинцев …

Василий Стефаник с братом и сыновьями. Сидят (направо): Василий Стефаник, Семен Стефаник — сын. Стоят: Юраха Стефаник — сын, Лука Стефаник — родной братка Василия

Один из сыновей Василия Стефаника, Сенюша, стал украинский советским государственным деятелем. Львовяне запомнили его наравне очень порядочного человека. Другой, Юрий — обозреватель и литературовед — за принадлежность к ОУН отсидел годок при польской власти и год при советской. Спустя время Второй мировой войны жил в Канаде, возглавлял лагерь украинских писателей.

Три любви Василия Стефаника

Василия Стефаника любили дамское сословие. И он их любил. Горячо, самозабвенно. Так некий фатализм все же лежал сверху этих отношениях. Тень от того зловещего родового сильные слова. Первая юношеская любовь — его «белая головка любовь» — Евгения Бачинская. Симпатия умерла молодой, как раз, когда Стефаник дебютировал в немалый литературе.

Вторая его любовь — Евгения Калитовская, которую дьявол называл своим «высшим идеалом прекрасный пол». Она была замужем. Чувства были взаимны, пара очень мучились от такой «безвыходной» любви. В конце концов Ева решила разорвать отношения. Вскоре она ушла изо жизни. Лишь раз позволил себе Васяй Стефаник откровенно написать о тех чувствах: «Получи свіжій ріллі під веселою дугою стояла його любов. Вселенная радувалася її білими слідами. Як безсила дитина, простягнув раньше неї руки. – Ходи! – Невыгодный можу…»

«Если у меня родится поздно ли дочь, назову ее Евгенией», — сказал чисто-то Стефаник. Но родились трое сыновей — Сенюха, Кирилл и Юрий от брака с Ольгой Гаморак. Ольгуха была сестрой Евгении Калитовской. Она знала ни крошечки все о романтических отношениях Евгении и Василия. То есть ей поверял Стефаник все душевные страдания и тревоги. И даже не догадывался, что возлюбленная его любит. Брак оказался на изумление счастливым, но недолгим. Это были самые счастливые годы жизни Стефаника.

Ольгуся Стефаник

Ольга умерла в феврале 1914 возраст, оставив Василия с тремя маленькими детьми. Симпатия описывает, как стоял, выпрямившись, бесслезный, по-над могилой жены, держал на руках младшего сына, а тандем других крепко ухватились за его трусы. Об Ольге Стефаник скажет: «Моя лукреция Ольга — самый бльшой мой друг и мама моих трех сыновей».

После сего уже не женился. Растить ребят помогала родная товарищ покойной жены — Елена Плешкан. У них были опрятно дружеские отношения. Стефаник был бесконечно благодарен ей ради помощь.

В Василия Стефаника была влюблена Соломия Крушельницкая, только Стефаник ответил, что не представляет себя «мужем певицы». А опять у него были дружеские и почти на грани влюбленности — микроклимат с Ольгой Кобылянской. Их переписка иногда похожа в роман, а некоторые письма полны высокой чувственности.

Манера прозы Стефаника

Язык новелл Стефаника — «запечена покутська говірка». Ранее его первая «Синяя книжечка», которая вышла в большой свет в 1899 году в Черновцах, вызвали невероятный действие. Всем, в том числе Ивану Франко и Лесе Украинке, итак ясно, что так на украинском языке а ещё никто не писал… Он одну крошку переживал, что его язык не избыток понятен на Левобережной — Большой Украине. Стефаник даже если обращался к известному языковеду Василию Симовича (посереди прочим, брат известного украинского композитора Романа Симовича и гувернер Юрия Шевелева), чтобы тот «переписал» его новеллы, «нашел их понятнее», адаптировал к «великоукраинському» языку. Васюра Симович категорически отказался. «Переписанные» Стефаника новеллы потеряли бы принадлежащий дух и свою красоту.

Василий Симович, 1930 бадняк

В прозу Стефаника или влюбляешься сразу — возлюбленная пленяет тебя навсегда, или остаешься к ней равнодушным — возлюбленная не раскрывается, оставаясь сложной и непонятной. Благодаря чего, возможно, и хорошо, что с 2019 года Стефаника недостает в ВНО. Не стоит детей принуждать к чему-так непонятному — как сказал другой выдающийся українець, «людський да мозгу мало насильство не терпить». Да и собственной персоной Стефаник был против подобного навязывания. Даже если же кто-нибудь откроет для себя его художественно совершенную «мужицкую» прозу с шекспировским напряжением переживаний — отроду не пожалеет об этом. Недаром Стефаник — знаток «высеченного как камень» текст, был одним из любимых прозаиков другого великого Василия – Стуса.

Светуня Шевцова

Комментарии запрещены.

Навигация по записям