Фoтo: A. Мaлaxoв.
Кaзaлoсь бы, ну при чeм здeсь Гaвaйи, eсли рeчь идeт o Русскoй Aмeрикe? Нo, кaк пoяснил Миxaил Мaлaxoв, срeди тeрритoрий, кoтoрыe бoлee пoлутoрa вeкoв нaзaд oсвaивaли «кoлумбы» из Рoссийскo-Aмeрикaнскoй кoмпaнии, былa нe тoлькo сурoвaя Aляскa, нo и эти «курoртныe» oстрoвa.
Учaстники экспeдиции РГO «Нaслeдиe Русскoй Aмeрики» oтпрaвились oбслeдoвaть Гaвaйи, являющиeся тeпeрь oдним из штaтoв СШA, нa спeциaльнo aрeндoвaннoй для этoгo яхте известного французского мореплавателя Дидье Ватеркота.
Михаил Малахов передает из далеких южных морей:
«Остров Молокаи интересен тем, что первым был упомянут в планах освоения россиянами Гавайских берегов. В 1809 году мореплаватель Л. А. Гагемейстер, временно сменивший А. А. Баранова на его посту правителя Русской Америки, прибыл с рекогносцировочным (разведывательным) планом на Гавайи. По мнению некоторых историков, перед ним стояла задача основать первое русское поселение на Гавайях. Однако, пребывание здесь Гагемейстера в течение четырех месяце ни к чему не привело. Он так и не решился достать из трюмов корабля каркасы русской избы, привезённой с собой, чтобы поставить это жилище на острове. Но Гагемейстер написал заметки о необходимости пребывания россиян на Гавайях, и о большой полезности этих владений для продовольственного снабжения русских колоний и Дальнего Востока.
Из всех островов наиболее интересным оказался остров Оуаху, на берегах которого расположен знаменитый город Гонолулу. Как раз на этом острове начал свои сельскохозяйственные эксперименты по выращиванию овощных и зерновых культур один из активных деятелей Российско-Американской компании Егор Николаевич Шеффер.
Он прибыл сюда в апреле 1816 года и король Камеамеа Первый позволил ему основать в глубине бухты Гонолулу первую факторию. По старинным картинам из экспедиции О. Е. Коцебу 1816-1817 годов, мы знаем месторасположение первой крепости, которую доктор Шеффер начал строить в глубине бухты Гонолулу. Он лишь начал строительство этого сооружения, а завершали его уже подданные короля Камеамеа Первого. Нам удалось высадиться в этом месте. Сейчас там расположена башня бывшего маяка Алоха-тауэр.
Одним из самых интересных этапов нашей экспедиции на Гавайские острова стали острова Ниаху и северная часть острова Кауаи.
Интересно, что здешний туземный король Куаи подарил один из островов – Лихуа — доктору Шефферу, а в его лице и России. Так что формально тогда это была уже часть Российской империи. В планы Шеффера входило доскональное изучение особенностей острова, как потенциальной продовольственной базы для обеспечения русских колоний и российского Дальнего Востока. Егор Николаевич предполагал развивать в здешних местах сельское хозяйство для снабжения овощами и мясом тех, кто осваивал более суровую Аляску. В частности, он планировал заселить остров козами и овцами. На месте грядок Шеффера сегодня расположен пляж Вайкики: современные Гавайи отдают предпочтение туризму, а не огородам.
От острова Лихуа 28 км до острова Кауаи. Шеффер избрал главной своей базой на этом острове бухту Ханали. Мы побывали там. Бухта весьма живописная, окруженная со всех сторон горами и покрыта зеленью. Долина Ханали позже получила имя долины Шеффера, он назвал ее в честь себя по просьбе здешнего короля Камуалии. Россияне приобрели бухту за 200 тысяч рублей – эквивалент стоимости корабля, который Шеффер обменял на эту землю.
На острове находятся основные пункты русской истории Гавайев – река Кунапепе, долина Ваймеа и три русских форта: Елизаветенский, Александра и Барклая, они были построены на северной оконечности острова.
Мы начали осмотр острова с реки Ханапепе. Она интересна тем, что доктор Шеффер получил земельную собственность по обоим берегам этой реки. Аграрные эксперименты Шеффера шли хорошо, и впечатленный ими король Камуалии подарил ему и другие участки долины. Свои вновь полученные земли доктор Шеффер начал переименовывать на русский манер. Так река Ханапепе получила название Дон.
Елизаветинский форт (сейчас это исторический парк) назван доктором Шеффером в честь императрицы Елизаветы Петровны. Форт был построен в 1817 году и являлся первым законченным укрепленным поселением на архипелаге. Форт был оснащен пушечными позициями, помещениями для размещения арсенала и солдат. Над этим фортом развивался флаг Российско-Американской компании, который помогал водружать сам король Камуалии. Мы не могли не отдать дань уважения памяти доктора Шеффера и водрузили над Елизаветинским фортом российский флаг.
Место расположения форта Александра (названного в честь императора Александра Первого) также известно, и рассматривается нынешними американскими властями как важный исторический объект. Место крайне удачно с фортификационной точки зрения. Крепость была земляной, на строительство каменного сооружения не хватило времени. А вот где находился форт Барклая неизвестно.
Подводя итоги Гавайской экспедиции, можно сказать, что нам посчастливилось посетить все места, которые каким-либо образом были связаны с Российско-Американской компанией и места причалов кругосветок русских путешественников В. М. Головнина, Ю. Ф. Лисянского, И. Ф. Крузенштерна и О.Е. Коцебу.
Мы прошли маршрутами доктора Шеффера, детально обследовавшего эту местность и составили точное представление о развитии событий в этих местах в 19-ом веке.
Шеффер создал хорошо продуманный и блестяще реализованный план, который, к сожалению, не был поддержан первыми лицами и деятелями на местах, что привело к разрушению мероприятий по колониальному освоению Гавайев Россией. Продовольственные базы для Российско-Американской компании не были созданы, и обширные местности Аляски, Алеутских островов и Дальнего востока России остались без продовольственных поставок.»