O.В. Рoмaнoвич
Идeи сoциaльнoй инклюзии кaк путь пoстрoeния спрaвeдливoгo, дeмoкрaтичнoгo oбщeствa привлeкaют к сeбe всe бoльший интeрeс и внимaниe, кaк учeныx, тaк и спeциaлистoв-прaктикoв. Oплoтoм инклюзивнoгo oбщeствa являeтся инклюзивнoe oбрaзoвaниe.
Инклюзивнoe (включaющee) oбрaзoвaниe — тeрмин, испoльзуeмый для oписaния прoцeссa oбучeния дeтeй с oсoбыми пoтрeбнoстями в oбщeoбрaзoвaтeльныx шкoлax. Этo иннoвaция, кoтoрaя дeлaeт лишь пeрвыe шaги в Рeспубликe Бeлaрусь. Инклюзивнoe oбрaзoвaниe нeрeдкo свoдят к oбрaзoвaтeльнoй инклюзии дeтeй с oсoбeннoстями псиxoфизичeскoгo рaзвития (OПФР). Нa сaмoм дeлe, пoнятиe oбрaзoвaтeльнoй инклюзии гoрaздo ширe. Цeль инклюзивнoгo oбрaзoвaния зaключaeтся в ликвидaции сoциaльнoй изoляции, кoтoрaя являeтся слeдствиeм нeгaтивнoгo oтнoшeния к рaзнooбрaзию с тoчки зрeния рaсы, сoциaльнoгo пoлoжeния, этничeскoгo прoисxoждeния, рeлигии, пoлa и спoсoбнoстeй. Исxoдя из тoгo, чтo oбрaзoвaниe являeтся oдним из кoнституциoнныx прaв чeлoвeкa и oснoвoй спрaвeдливoгo oбщeствa, инклюзивнoсть в oбрaзoвaнии мoжнo рaссмaтривaть кaк признaниe цeннoсти рaзличий всex дeтeй и иx спoсoбнoсти к oбучeнию. Инклюзивнoсть в oбрaзoвaнии oзнaчaeт, чтo систeмa обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему[1. с. 71].
Инклюзивное образование ставит перед современной школой много сложных вопросов и новых задач. Для его развития важно не только наличие законодательных и финансовых механизмов, необходимы изменения во всей образовательной системе, в ценностных установках, в понимании роли учителя, изменение его функций. Уже на первых этапах развития инклюзивного образования остро встает проблема неготовности учителей массовой школы (профессиональной, психологической и методической) к работе с «особыми» детьми, обнаруживается недостаток профессиональных компетенций учителей к работе в инклюзивной среде, наличие психологических барьеров и профессиональных стереотипов педагогов.
Проблема формирования профессиональной готовности учителя к инклюзивному образованию детей исследована недостаточно, поэтому, учитывая ее важность и сложность, она требует глубокого научного изучения, что отмечено в трудах многих исследователей (С.В. Алёхина, Е.Н. Кутепова, Н.Я. Семаго и др.). Для характеристики компонентов готовности к педагогической деятельности в условиях инклюзии следует, прежде всего, рассмотреть различные подходы к трактовке понятия «готовность» в педагогической науке.
Изучение проблемы готовности к деятельности началось в 50-е годы XX века в связи с необходимостью профессионального обучения людей различным видам труда. В психологии труда, спорта, социальной, инженерной, педагогической и военной психологии содержатся материалы, характеризующие готовность человека к выполнению определенной деятельности. В понимании учёных готовность к деятельности определяется через понятия «бдительность» (В.Н. Пушкин, Л.С. Нарсесян), «мобилизационная готовность» (Ф. Генов), «боеготовность» (М.И. Дьяченко), «предстартовое состояние» (А.Ц. Пуни), «работоспособность» (Н.Д. Левитов) и др. [2. с. 60].
В описании содержания понятия «готовность к деятельности» выделяются два основных подхода: функциональный и личностный. Приверженцы личностного подхода (А.Ц. Пуни, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Р.И. Пенькова, В.А. Сластёнин и другие) под готовностью понимают проявление индивидуальных качеств личности обеспечивающее эффективность и высокую результативность профессиональной деятельности. Сторонниками функционального подхода являются: В.А. Алаторцев, Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин, Д.Н. Узнадзе, В.Н. Мясищев, Н.Д. Левитов, Е.П. Ильин и другие. Сущность функционального подхода выражается в предположении, что готовность представляет собой определённое психическое состояние индивида.
Исследователи А.Л. Деркач, Е.В. Селезнева и О.В. Михайлов выделили личностно-деятельностный подход, так как изучение готовности в рамках только функционального или только личностного подхода не может полностью раскрыть сущность данного понятия. Готовность, как отмечают исследователи, нельзя сводить только к обеспечению «настроя» на деятельность или к набору профессиональных умений и навыков, или к психическому состоянию [2. с. 60].
Готовность к работе учителя — это сложная структура, состоящая из многих компонентов. Учитель — профессия многогранная, состоящая из организаторских, артистических, методических способностей. Учитель должен обладать такими качествами как гражданственность, любовь к детям, оптимизм, справедливость, общительность, требовательность к себе и к детям, альтруизм, волевые качества, толерантность, педагогическая наблюдательность, эмпатия, интеллигентность, современность, креативность и др. Также педагог должен иметь багаж знаний по преподаваемому предмету, широкий круг знаний по смежным наукам, для профессии учителя важно умение доносить знания и получать результат.
Современная педагогика для определения готовности учителей вводит понятие профессиональной компетентности (А.К. Маркова, В.И. Кашницкий, Л.А. Петровская, В.А. Сластенин и др.), которое выражает единство теоретической и практической готовности педагогов к осуществлению педагогической деятельности и характеризует их профессионализм [3. с. 35].
И.Н. Хафизуллина понимает готовность будущих учителей к работе в условиях инклюзии как составляющую их профессиональной компетентности, включая в структуру готовности мотивационный, когнитивный, рефлексивный и операционный компоненты. Автором разработана модель формирования инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки, которая основывается на технологии контекстного обучения и включает последовательность взаимообусловленных этапов: информационно-ориентировочного, квазипрофессионального и деятельностного [4. с. 7].
Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования рассматривается С.В. Алехиной, М.А. Алексеевой и Е.Л. Агафоновой через два основных показателя: профессиональная готовность и психологическая готовность. По мнению исследователей, структура профессиональной готовности выглядит следующим образом: информационная готовность; владение педагогическими технологиями; знание основ психологии и коррекционной педагогики; знание индивидуальных отличий детей; готовность педагогов моделировать урок и использовать вариативность в процессе обучения; знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями в развития; готовность к профессиональному взаимодействию и обучению. Структура психологической готовности включает следующие компоненты: эмоциональное принятия детей с различными типами нарушений в развитии (принятие-отторжение); готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность на уроке (включение-изоляция); удовлетворенность собственной педагогической деятельностью [5. с. 89].
Хитрюк В.В. было введено понятие «инклюзивная готовность» (инклюзивный аттитюд), которое определяется как «сложное интегральное субъектное качество личности, содержательно раскрывающееся через комплекс компетенций и определяющее возможность эффективной профессионально-педагогической деятельности в актуальных условиях». В структуру инклюзивной готовности входят когнитивный, эмоциональный, мотивационно-конативный, рефлексивный и коммуникативный компоненты, рассматриваемые в двух аспектах — психологическом и педагогическом [6. с. 83].
Анализ структуры понятия «готовность к педагогической деятельности» показал, что исследователи включают в ее состав разнообразные компоненты, способствующие успешному осуществлению деятельности, часто наполняя их схожим содержанием: мотивация, обусловливающая положительное отношение к деятельности и ее успешность, необходимый объем специальных и психолого-педагогических знаний, определенный уровень педагогических умений и навыков и комплекс профессионально-значимых свойств личности. Инклюзивная готовность педагогических работников включает компоненты, обусловленные спецификой их работы, предполагающей создание условий для обеспечения совместного и равного образования всех детей (в частности с ОПФР).
Без сомнения, исследования в этой области будут продолжаться, так как готовность к педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования помогает специалисту быстро адаптироваться к условиям профессиональной среды и в дальнейшем способствует успешному профессиональному совершенствованию и повышению квалификации. Знание компонентов готовности помогает проводить диагностические исследования, оценивая способность педагогических работников к решению задач инклюзивного образования, выделяя проблемы, с которыми сталкиваются все участники педагогического процесса, и условия формирования данных профессиональной качеств.
СПИСОК ЦИТИРУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Загумённов Ю.Л. Развитие инклюзивного образования: сущность, проблемы, перспективы // Адукацыя і выхаванне: штомесячны навукова-тэарэтычны і інфармацыйна-метадычны часопіс. — 2009. — № 2. — С. 71-77.
2.Кучерявенко И.А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности // Молодой ученый. — 2011. — №12. Т.2. — С. 60-62.
.Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя: — М.: Просвещение, 1993. — 193 с.
.Хафизуллина И.Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Астрахань, 2008. — 22 с.
.Алехина С.В. Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. — 2011. — №1. — с. 83-91.
.Хитрюк В.В. Инклюзивная готовность как этап формирования инклюзивной культуры педагога: структурно-уровневый анализ // Вестник Брянского государственного университета. — 2012. — №1-1. — С. 80 — 84.