Oкeрeшкo A.В.

Aктуaльнoсть инфoрмaльнoгo oбрaзoвaния кaк услoвия личнoстнo-прoфeссиoнaльнoгo рaзвития учитeля

Aннoтaция

Цeль стaтьи — рaссмoтрeниe влияниe инфoрмaльнoгo oбрaзoвaния нa личнoстнo-прoфeссиoнaльнoe рaзвитиe учитeля в свeтe сoврeмeннoй сoциoкультурнoй ситуaции. В стaтьe прeдлaгaeтся взгляд aвтoрa нa прoблeму личнoстнo-прoфeссиoнaльнoгo рaзвития учитeля путём инфoрмaльнoгo oбрaзoвaния, прeдпринимaeтся пoпыткa oсвeтить aктуaльнoсть дaннoгo вoпрoсa. Стaтья прeднaзнaчeнa для пeдaгoгoв-aндрaгoгoв и для всex интeрeсующиxся прoблeмaми нeпрeрывнoгo oбрaзoвaния.

В сoврeмeннoм мирe пeрспeктивы рaзвития oбрaзoвaния взрoслыx, в нaшeм случae — учитeлeй, oпрeдeляются иннoвaциoнными пoдxoдaми, ключeвым мoмeнтoм в кoтoрыx являeтся нeпрeрывнoсть oбрaзoвaния. Вxoдя в сoврeмeнную сoциoкультурную ситуaцию, кoтoрaя oтличaeтся нeскoнчaeмым пoтoкoм рaзнooбрaзнoй инфoрмaции, oбнoвляющeйся и мeняющeйся кaждый дeнь, учитeль стaлкивaeтся с прoблeмoй устaрeвaния приoбрeтённыx знaний и с пoтрeбнoстью пoвышeния прoфeссиoнaльнoй квaлификaции, с прoфeссиoнaльным выгoрaниeм, с oднoй стoрoны, и с прoблeмaми сaмooпрeдeлeния, «сaмoстрoитeльствa», сaмoрeaлизaции, выбoрa спoсoбa дoстижeния личнoгo успexa и фoрмирoвaния жизнeнныx цeннoстeй и устaнoвoк, с другoй стoрoны. Чтo кaсaeтся пeрвoй прoблeмы, фoрмaльнoe и нeфoрмaльнoe oбрaзoвaниe в цeлoм удoвлeтвoряют потребность человека в профессиональном, карьерном росте, в повышении профессиональной компетентности, а если обратиться ко второй проблеме, то зачастую формальное и неформальное образование обеспечивает не полностью процесс формирования жизненных установок человека и его личностный рост не только в профессиональном плане. Как показывает опыт, современный человек всё чаще постигает духовные ценности и создаёт свои жизненные установки самостоятельно — в процессе повседневной жизни — вне рамок формального и неформального образования, хотя они, разумеется, также влияют на эти процессы. Для того, чтобы быть компетентным специалистом, «человек должен не только хорошо владеть профессиональными навыками, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом отношениях, в полной мере ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, общины, семьи» [7, с. 64], а этого сегодня невозможно достичь исключительно путём формального и неформального образования — человек должен постоянно расти сам, осознавая себя и свою эффективность не только в профессиональной деятельности, но и в жизни — на смыслообразующем уровне высших человеческих устремлений, жизненных идеалов и приоритетов. Учителя это касается напрямую, так как учитель — это человек, от которого зависят мировоззрение, становление личности, пути других людей.

Как показывает практика, формальное и неформальное образование полностью не удовлетворяют потребности современного взрослого человека, и учителя в частности: потребность в осознании смысла жизни и жизненной цели, в осознании своего предназначения, своих способностей, в наиболее полной самореализации и постоянном творчестве, в расширении кругозора и в приобщении к культуре, в самостоятельном анализе себя и своих возможностей, в активной деятельности. В таком свете в последние десятилетия учёные и другие деятели сферы образования стали серьёзно говорить о понятии информального образования, роль которого и потребность в котором сегодня значительно возросла: учителя всё чаще и с большим желанием обращаются к информальному образованию, ибо успех и самореализация взрослого сегодня во многом зависят от способности выйти за стандартные рамки и от умения учиться самостоятельно. Само понятие «образование» сегодня уже отчётливо воспринимается как нечто более широкое и сложное, чем просто «формальное образование»: образование вышло за пределы и рамки только формального.

В 2008 г. ГУ-ВШЭ и Общественная палата РФ сделали аналитические доклады о национальной модели образования к 2020 г. Они обозначили информальное образование как фактор конкурентоспособности страны и назвали его «значимым элементом современных образовательных систем» [9]. Этот феномен вызывает интерес исследователей, которые выделяют три вида образования на сегодняшний день, сформулировав их основные черты:

·Формальное образование — происходит в организованном и иерархически структурированном контексте [1], завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата [5], имеет определенную продолжительность по времени и основывается на государственной учебной программе, организовано формальными, преимущественно зарегистрированными организациями.

·Неформальное образование — происходит часто вне специального образовательного пространства, в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения, в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером [5], а также представляет собой различные курсы, тренинги, короткие программы, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности [9], обычно не сопровождается выдачей документа, чаще всего носит целенаправленный и систематический характер [1].

·Информальное образование — индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер [5]; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде [9]; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т. д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития [1], результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеет определенной структуры. Оно может порождаться тремя мотивами: наличием стойкого или сиюминутного личного интереса к чему-то; возникновением ситуации, которая побуждает к поиску ответов, а значит, обучению; случайностью [7]. Внеинституциональное (информальное) образование или образование, получаемое за счёт непосредственного влияния окружающей человека жизни («informal education»), М. Тайтом трактуется как формы обучения, не включённые в формальное и неформальное образование (т. е. определение через метод исключения). Оно может происходить под разнообразными образовательными влияниями общества — работы, дома, семьи, друзей, средств массовой информации, книг. П. Джарвис относит этот термин к форме образования, имеющей место, когда люди учатся непосредственно за счёт своего окружения. По словам Ш. Мерриам и Р. Каффарелла, это опыт каждодневной жизни, который нас чему-то обучает [4].

Из этого определения следует, что информальное образование представляет собой как самообразование, так и спонтанное образование, часто неосознаваемое человеком напрямую, однако неоспоримо влияющее на становление и развитие его личности. Мы будем придерживаться такой точки зрения на информальное образование, не ограничивая его только понятием самообразования, — информальное образование шире.

Информальное образование как образование, происходящее за рамками образовательных учреждений, и развитие личности учителя в условиях этого процесса не стало до настоящего времени предметом специального педагогического исследования. Простое сравнение упоминаемости в сети Интернет позволяет однозначно оценить сложившуюся ситуацию: поисковая сеть Yandex на запрос «информальное образование» даёт 14 тыс. ответов в русскоязычном сегменте сети, в то время как в англоязычном сегменте на запрос «informal education» — 38 млн. ответов (и ещё 120 млн. на «informal learning») [8]. Проблема информального педагогического образования в России ещё слабо развита, слабо представлен материал обобщающего характера и т. д., но это не означает отсутствия актуальности этой проблемы. Обсуждаются вопросы категориального характера, вопросы организации, управления, финансирования и т. д. В этой связи возникает необходимость перехода от исследования общих положений и тенденций развития образования взрослых к фундаментальным исследованиям отдельных видов непрерывного образования взрослых, в данном случае ? информального образования. С учетом того, что именно информальное образование может эффективно решать задачи формирования жизненных установок человека, восполнения дефицита профессиональной компетентности учителя, кроме того, «информальное образование становится стилем жизни взрослого человека, стремящегося к максимальной реализации своего потенциала» [7, с. 66], актуализируется необходимость научно-педагогического осмысления роста профессиональной компетентности учителя в условиях информального образования и разработки его теоретико-методологических основ.

В определении профессиональной компетентности учителя мы опираемся на определение Н.В. Кузьминой, по мнению которой профессионально-педагогическая компетентность включает в себя пять элементов или видов компетентности:

«1. Специальная и профессиональная компетентность преподаваемой дисциплины.

. Методическая компетентность в области способов формирования знаний, умении учащихся.

. Социально-психологическая компетентность в области процессов общения.

. Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся.

. Аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности» [2, с. 90].

Проанализировав такое определение профессиональной компетентности учителя и реально сложившуюся ситуацию на сегодняшний день, мы приходим к выводу, что формальное и неформальное образование действительно не способны полноценно удовлетворить все элементы этой компетентности на сегодняшний день. Информальное образование в значительной мере обогащает возможности личностно-профессионального развития учителя, при этом надо заметить, что в информальном образовании содержится потенциал развития любого из перечисленных выше элементов компетентности, в том числе и специальной компетентности преподаваемой дисциплины, и методической компетентности (примером может послужить повседневное общение; различные жизненные ситуации, из которых учитель может извлечь пользу для своей профессиональной деятельности; случайная информация, которая при внимательности человека и при правильном анализе повысит профессиональную компетентность). Информальное образование — это важнейший источник духовного обогащения человека, его внутреннего мира, что является важным аспектом и профессиональной компетентности в том числе. Информальное образование позволяет расширить профессиональную компетентность до общечеловеческой компетентности, позволяет реализовать важнейшую потребность человека во впечатлениях, в личностном развитии, что в результате приводит к профессиональному росту человека. В профессии учителя сама личность человека (уровень развития этой личности) является важнейшим условием успешной профессиональной деятельности.

Информальное образование становится условием личностно-профессионального развития учителя, помогая реализации четырёх сфер личности:

1)личностный аспект (развитие собственной личности, интуиции, личностных качеств и т. п.);

2)аксиологический аспект (становление системы ценностей);

3)когнитивный аспект (приобретение новых знаний о человеке, культуре, о самом себе);

4)деятельностно-творческий аспект (непосредственно деятельность, самореализация).

Анализ состояния разработанности проблемы исследования, наблюдения за состояниями и поведением учителей в кризисных ситуациях, когда явно обнаруживается кризис их самоопределения, самореализации, а также профессиональной компетентности, позволил обнаружить следующие противоречия:

между вызовом новых социально-экономических реалий, сложившихся в нашей стране, и отсутствием должной системы подготовки учителя в институтах формального и неформального образования;

между потребностью возрастающего числа учителей в росте профессиональной компетентности, в личностно-профессиональном развитии, значительно расширяющейся практикой повышения профессиональной компетентности в процессе информального образования (согласно данным опросов, проведённых Институтом статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ совместно с фондом «Общественное мнение» Юрия Левады, а также данным Обследования рабочей силы стран Евросоюза (EU Labour force survey) [3]) и отсутствием научного осмысления, теоретико-методологических основ и научно-методического обеспечения данного процесса.

Таким образом, актуальность данной темы обусловлена важностью использования и учитывания информального образования для личностного, а значит и профессионального, развития учителя. Мы видим перспективы изучения и разработки этой тематики, обусловленные, во-первых, необходимостью концептуального осмысления личностно-профессионального развития учителя в процессе информального образования в современном мире и в частности — в России. Во-вторых, необходимостью разработки теоретических основ личностно-профессионального развития учителя в условиях интенсивно развивающейся практики непрерывного образования (в частности — информального образования). В-третьих, отсутствием фундаментальных отечественных исследований в области информального образования.

компетентность мотив информальный педагогический

Список использованной литературы

1.Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М., 1990.

.Международные индикаторы участия населения в непрерывном образовании // Вопросы образования. — 2010. — № 2 — С. 178-186.

.Макареня А.А., Ройтблат О.В., Суртаева Н.Н. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации Человек и образование — 2011. — № 4 (29) Академический вестник Института образования взрослых Российской академии науки. — С. 59-63.

.Павлова О.В. Включение информального образования в жизненные стратегии взрослых Человек и образование. — 2011. — № 4 (29) Академический вестник Института образования взрослых Российской академии науки. — С. 64-67.

5.Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Междунар.науч.конф. «Модернизация экономики и глобализация», Москва 1-3 апреля 2008 г. / под ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2008. — С. 33.

Нужна качественная работа без плагиата?

Комментарии запрещены.

Навигация по записям