(1802 — 1870)
Aлeксaндр Дюмa, будущий aвтoр "Трex мушкeтeрoв", рoдился в 1802 гoду в нeбoльшoм гoрoдкe Виллe — Кoттрe, близ Пaрижa. Oтeц A. Дюмa — Тoм Дюмa, был гeнeрaлoм, срaжaлся в рядax рeспубликaнскoй aрмии. Мaть Aлeксaндрa — Мaрия Лaбурэ — дoчь трaктирщикa. Дeд писaтeля, мaркиз Дaви дe Ля Пaйeтри, был бoгaтым кoлoниaльным пoмeщикoм, жeнившимся нa свoeй рaбынe — нeгритянкe.
Гeнeрaл Дюмa, будучи убeждeнным рeспубликaнцeм, впaл в нeмилoсть при Нaпoлeoнe и вышeл в oтстaвку. Oн умeр в 1806 гoду, oстaвив свoю сeмью бeз срeдств к сущeствoвaнию. В дeсять лeт мaльчик мeчтaл лишь o сaбляx, шпaгax, ружьяx и пистoлeтax. Oн выучился тaнцeвaть, фexтoвaть и стрeлять сoвсeм eщe мaльчoнкoм. Eму гoрaздo бoльшe нрaвилoсь жить в лeсу, чeм дoмa. Oн был вспыльчив и сaмoлюбив.
Пoслe нeскoлькиx лeт oбучeния в мeстнoй шкoлe Дюмa рeбeнкoм вынуждeн был нaчaть трудoвую жизнь в кaчeствe писцa у нoтaриусa в Виллe — Кoттри. Усeрднoe чтeниe дoпoлнилo eгo скуднoe oбрaзoвaниe, и в тo жe врeмя oчeвиднo вoзниклa мeчтa o литeрaтурнoй слaвe. В 1823 гoдa Дюмa пeрeeзжaeт в Пaриж, гдe с пoмoщью друзeй oтцa пoлучaeт скрoмную дoлжнoсть в кaнцeлярии гeрцoгa Oрлeaнскoгo. Пoслe трex лeт упoрнoгo трудa и усилeннoгo чтeния прoизвeдeний Шeкспирa, Мoльeрa, Гете, Шиллера, Вальтера Скотта А. Дюма начинает свой писательский путь небольшим сборником рассказов "Современные новеллы" (1825), не отличающимся особыми литературными достоинствами.
Крупный успех писателя в ближайшие после этого годы определило то, что Дюма примкнул к либерально-романтическому движению в литературе. В 1828 году в салоне Виктора Гюго — "штаб-квартире романтизма" — собрались рьяные приверженцы нового направления во французской литературе: Альфред де Виньи, Сент — Бев, Эмиль Дешан, Альфред де Мюссе. 11 февраля 1829 года Александру Дюма удалось поставить на сцене театра французской комедии свою первую романтическую драму — "Генрих III и его двор".
Общественно-политическое значение этой драмы Дюма состояло в том, что она обличала кровавые преступления французского королевского двора XVI века, ее идейная направленность была антимонархической и антиклерикальной, что вполне соответствовало происходившей тогда подготовке буржуазной революции 1830 года и борьбе против Бурбонов.
Громадный успех "Генриха III" открывает собой новую страницу в истории французской романтической драматургии.
В своем драматическом творчестве Дюма начинает разрабатывать национально-историческую тематику и во многом намечает круг проблем, которые найдут свое воплощение в последующие годы, при создании обширного цикла его романов.
Июльская революция 1830 года оказала серьезное влияние на романтиков, заставив их более углубленно подойти к общественным проблемам. События революции 1830 года увлекли и Дюма. Период Июльской монархии — это время народных волнений и республиканских восстаний, жестоко подавляемых господствующим классом. Дюма примкнул к оппозиции, выражавшей протест против реакционного режима Луи — Филиппа, а в 1832 году принял участие в похоронах генерала Ламарка, которые привели к республиканскому восстанию 5-6 июня, подавленному войсками.
После этих событий Дюма вынужден выехать в Швейцарию. Возвратившись на родину после некоторого времени, с 1833 года Дюма публикует очерки, посвященные прошлому Франции и впоследствии вошедшие в его книгу "Галлия и Франция". В этом же году Дюма напечатал статью "Как я стал драматургом", в которой выражал республиканские взгляды, обязанные своим происхождением, как утверждал писатель, влиянию отца — генерала революционной армии.
В тридцатых годах Дюма задумал план создания серии романов, которые должны были отразить огромный период исторического развития Франции — от Карла VI (1368-1422) до середины XIX века. Первым произведением этого цикла явился роман "Изабелла Баварская", источником для которого послужило исследование Баранта "История герцогов Бургундских". Антианглийская направленность этого романа несомненна. Из событий далекого прошлого Дюма воскрешал факты, обличавшие стремление Англии захватить французские земли и распространить на них свое господство. Таков смысл романизированного эпизода из истории Франции XV века, когда в 1420 году жена безумного короля Карла VI Изабелла Баварская и герцог Бургундский заключили с англичанами предательский договор в Труа, согласно которому английский король после смерти Карла VI получал французский престол.
Следующий роман А.Дюма — "Асканио" (1843) — представляет читателю двор французского короля Франциско I. Героем этого романа является знаменитый ваятель и ювелир итальянского Возрождения Бенвенуто Челлини. Читателя захватывают драматические перепитии любви Асканио, помощника Челлини и прекрасной аристократки Коломбы. В романе старательно воссоздан колорит эпохи; значительное место отведено описанию Парижа XVI века, его причудливым сооружениям, узким улицам.
Вся эта описательная часть романа Дюма напоминает архитектурный пейзаж старого Парижа, показанный Виктором Гюго в "Соборе Парижской богоматери". Центральная идея произведения — судьба великого художника. Челлини, близкий к королевскому двору, ощущает пагубное влияние требований, предъявляемых к его искусству.
В жанре романа — фельетона Дюма становится популярным и признанным писателем, создавая в 40-х годах свои наиболее известные произведения: "Три мушкетера" (1844), и "Виконт де Бражелон" или Десять лет спустя" (1848-1850), "Граф Монте-Кристо" (1844-1845), "Королеву Марго", "Шевалье де Мезог-Руже" (1846), "Мадам де Монсоро" (1846), "Две Дианы" (1846), "Сорок пять" (1848).
Не следует заблуждаться и полагать, что труд писателя был легким. Дюма прилагал величайшее усердие, работал до смерти, "с тем, чтобы к определенному часу завершить очередную главу — "фельетон". Биографы и исследователи творчества Дюма пишут об огромном трудолюбии писателя, его умении работать при любых условиях.
Трилогия о трех мушкетерах охватывает значительный период истории Франции — от 1625 года до того времени, когда монархия Людовика XIV, продолжая агрессивную политику, предприняли в семидесятых годах войну против Голландии ради завоевания чужих земель и упрочения своего экономического и политического могущества в Европе.
В последней части трилогии о мушкетерах ("Виконт де Бражелон") Александр Дюма очертил портрет молодого короля, образно раскрыв психологию монарха: он мстителен, мелочен, высокомерен; за простую шалость, шутку разгневанный король способен водворить в Бастилию любого неудачника, произнесшего неугодное для его величества слово.
Проследив судьбы своих великодушных героев и вдоволь порадовав читателя их необычными приключениями, романист завершает свое повествование картиной сражения французских войск с голландскими. В этом бою погибает д’Артаньян, за несколько минут до смерти получивший звание маршала Франции.
В пятидесятые годы Александр Дюма отходит от своих романтических позиций и пишет ряд посредственных исторических романов. Из этих лет следует отметить романы "Исаак Лакедем" (1852), "Графиня де Шарни" (1853-1855), "Парижские могикане" (1854-1858). Многотомная эпопея роман "Парижские могикане" был опубликован в 1858 году в только что основанном Дюма журнале "Монте — Кристо".
В романе "Сильвандир" Дюма, опираясь на "Мемуары" Сен-Симона, воссоздал довольно мрачную картину французской действительности десятых годов XVIII века. Роман повествует о завершающем этапе царствования Людовика XIV, когда изменилась придворная жизнь, когда помпезный Версаль, сверкавший блеском нарядных дам, балетных представлений, обрел уже иной, более мрачный облик.
С первых же глав Дюма вводит в действие главного героя Роже Танкреда, направляет его в Париж, где провинциальные юноши стремились завоевать положение в обществе, стать писателями, художниками, учеными.
У Роже Танкреда более легкий путь для достижения своей цели. Важно только отсудить наследство своего умершего родственника, стать состоятельным человеком, а вслед за тем, как любой дворянин либо буржуа, обрести свое счастье.
А. Дюма, применяя свой творческий метод, воплощает эту житейскую тему оригинально и убедительно; ему удается воспроизвести распад нравов в различных сферах аристократического общества, показать продажность судей, пресмыкательство придворной знати.
В романе обнажен модный порок общественных устоев — безграничная власть капитала, богатства над думами, побуждениями, поступками ряда персонажей романа. На основе этой этической нормы романист создает одиозный и особо оригинальный образ коварной интриганки Сильвандир. Не в ладах с рыцарской моралью и поведение Роже Танкреда, нарушившего обет верности самозабвенно любящей его Констанс. И все же роман "Сильвандир" проникнут убежденностью автора в том, что совестливые, великодушные люди поймут свои заблуждения, исправят свои ошибки, а зло будет искоренено.
Длительное путешествие А. Дюма по Испании и Алжиру произвело на писателя громадное впечатление, обогатило его творческую натуру массой наблюдений, сведений исторического характера. Для Дюма Испания становится страной высоких страстей и героического патриотизма.
Роман "Сальтеадор" — об Испании XVI века и о похождениях разбойника Сальтеадора. Из всех известных произведений роман "Сальтеадор" (1854) наименее историчен. Да и автор не ставил перед собой задачи изображения абсолютной монархии эпохи Фердинанда и Изабеллы, он не стремился вводить их в свое повествование в качестве главных действующих лиц. Исключительно сложная композиция создана автором романа при участии небольшого числа действующих лиц — это дон Руис и его супруга Мерседес, дон Иниго и его дочь Флора, Фернандо и влюбленная в него цыганка Хинеста, рыцарски настроенный дон Рамиро. Но как замысловато плетется интрига этой книги!
В повествовании нить от Колумба правомерно тянется к одному из главных персонажей романа дону Иниго, совершавшему в молодости бесстрашные морские походы совместно с Колумбом. Гордое достоинство знатного аристократа Иниго выявляется на протяжении всего романа, и тогда, когда ему угрожает смерть от руки разбойника, и в тот момент, когда он предстает перед грозным королем. Творческая фантазия автора в полную меру проявится при появлении на страницах книги таких героев, как Хинеста и Фердинандо, Флора и дон Рамиро, — людей пылких страстей и возвышенных чувств.
Роман "Сальтеадор" представляет собою яркий образец романа — фельетона, где каждая глава, отличаясь завершенным построением определенного эпизода, события, органично сливалась с напряженным действием последующих глав. Отсюда возникла вереница событий, то радостных, то печальных, всегда вызывавших острый интерес многомиллионной аудитории читателей, тех людей, кто был увлечен чудодейственным творчеством французского романиста.
В 1858 году осуществилась давняя мечта Александра Дюма — посетить Россию.
Значительным событием в жизни Дюма явилось его знакомство с Гарибальди — героем национально-освободительного движения Италии.
Весной 1860 года Гарибальди со своим отрядом высадился на острове Сицилия чтобы помочь восставшим патриотам. Гарибальдийская "тысяча" разбила войска неаполитанского короля и, поддерживаемая широкими массами крестьян и ремесленников, освободила остров Сицилию. Вслед за освобождением Сицилии, несмотря на запрет Сардинского правительства, боящегося ухудшить отношения с Наполеоном III, Гарибальди перенес борьбу на полуостров, к сентябрю 1860 года занял Неаполь и изгнал неаполитанских Бурбонов.
Правое дело Гарибальди поддерживали в своих обращениях вся предовая общественность Франции: Виктор Гюго, Жорж Санд, Александр Дюма и многие другие. Дюма пожертвовал Гарибальди пятьдесят тысяч франков для покупки оружия. Во Францию писатель вернулся лишь в апреле 1864 года. В 1866 года А. Дюма отправился в Пруссию и Австрию; тогда между этими странами возникла война. С фронта он направляет в парижские газеты обзоры военных действий и одновременно работает над новым романом "Прусский Террор", в котором обличает под именем графа Безверка прусского канцлера Бисмарка.
Весной 1870 года Александр Дюма уехал на юг Франции, чтобы подготовить к изданию ряд своих произведений. В то время началась франко-прусская война. Французская армия потерпела жестокое поражение под Седаном. Известие об этом событии произвело тяжелое впечатление на уже болевшего писателя. Его здоровье резко ухудшилось. 6 декабря 1870 года он умер и был похоронен в Вилле — Коттре.
Все биографы отмечают, что последние годы жизни писатель провел в крайней бедности. От нищеты его спасали дети — дочь -писательница и сын Александр Дюма, известный драматург, автор романа и пьесы "Дама с камелиями".
…За несколько дней до смерти в комнату Александра Дюма — отца вошел Александр Дюма -сын. Вот несколько строк, описывающих эту сцену: "На столике лежали два луидора — все, что осталось от заработанных им миллионов. Он взял их, долго разглядывал, потом сказал:
— Александр, все говорят что я мот, ты даже написал об этом пьесу. Видишь, как все заблуждаются?"
Прочитывая замечательные романы А. Дюма не перестаешь удивляться неистощимой энергии Дюма, восторгаться его щедрости, радоваться преданности друзьям, с огорчением узнаешь о его болезненном самолюбии, о припадках пустого тщеславия…. Ох и запутанный и сложный был этот человек! Вот кого совершенно невозможно оценить по пятибалльной системе! Но пожалуй, самое привлекательное и самое поучительное в жизни этого человека — редкое умение оставаться самим собой.
В любых обстоятельствах, в самых неожиданных ситуациях Дюма есть Дюма. Он не сгибает спины перед сильными мира сего, он всегда готов в путь: В Африку — с удовольствием, в Испанию — с удовольствием, в загадочную Россию — так это же превосходно! Он, как и его герои, готов к любым приключениям, к любым рискованным предприятиям. Романы Дюма не только развлекательное, но и поучительное чтение.