(1797-1856)
нeмeцкий пoэт и прoзaик, критик и публицист, кoтoрoгo стaвят в oдин ряд с Гeтe, Шиллeрoм Г. Э. Лeссингoм.
Рoдился 13 дeкaбря 1797 в Дюссeльдoрфe в eврeйскoй сeмьe. Фрaнцузскaя oккупaция внeслa в aтмoсфeру рaздрoблeннoй Гeрмaнии прoгрeссивныe идeи, в т.ч. нoвыe принципы грaждaнскoгo и рeлигиoзнoгo рaвeнствa, кoтoрыe нa всю жизнь сдeлaли Гeйнe "либeрaлoм" в трaдицияx Фрaнцузскoй рeвoлюции. Пoлучeннoe им смeшaннoe oбрaзoвaниe нeсoмнeннo спoсoбствoвaлo фoрмирoвaнию eгo в цeлoм кoсмoпoлитичeскoгo мирoвoззрeния. Пoслe чaстнoй eврeйскoй шкoлы oн учился в лицee, гдe урoки вeлись нa фрaнцузскoм языкe и дaжe кaтoличeскими пaтeрaми.
Бeзуспeшными oкaзaлись пoпытки Гeйнe зaняться кoммeрциeй, снaчaлa вo Фрaнкфуртe-нa-Мaйнe (1815), зaтeм в Гaмбургe (1816-1819). Oн учился в Бoннe (1819), Гёттингeнe (1820) и Бeрлинe (1821-1823), гдe испытaл сильнoe влияниe Гегеля. В итоге, вернувшись в Гёттинген, в 1825 году получил звание доктора права. После того как Пруссия в 1823 году отняла у евреев гражданские права, Гейне сделался заклятым врагом прусского режима, хотя, по примеру многих современников, принял лютеранство (1825). Официальная перемена вероисповедания не дала ему никаких преимуществ, ибо его сочинения раздражали власти куда больше, чем его религия. Сложности с объединенной австро-прусской цензурой начались очень скоро и преследовали его всю жизнь.
В сфере интересов Гейне главное место всегда занимала литература. В Бонне он познакомился с А. В. Шлегелем и посещал его лекции; в Берлине уже состоявшимся литератором был вхож в литературный кружок Рахили фон Энзе. Первые свои стихи Гейне опубликовал в 1817 году; первый сборник "Стихотворения" ("Gedichte") вышел в свет в 1821 году, а первый стихотворный цикл "Лирическое интермеццо" ("Lyrisches Intermezzo"), — в 1823 году. Попробовал он свои силы и в политической публицистике.
После университета Гейне предполагал заняться в Гамбурге юридической практикой, но в конечном счете предпочел литературную деятельность и весьма быстро укрепил свои позиции как в прозе, так и в поэзии. Первый из четырех томов его "Путевых картин" ("Reisebilder", 1826), о пешем странствии в горах Гарца ("Путешествие по Гарцу" — "Die Harzreise"), принес ему широкую известность, и впредь он зарабатывал на жизнь литературным трудом.
Путевые картины ознаменовали также начало его многолетнего сотрудничества с гамбургским издателем Ю. Кампе. В эти годы Гейне много разъезжает, проводит 3-4 месяца в Англии (1827), затем в Италии (1828), где задерживается чуть дольше; эти поездки послужили материалом для следующих томов "Путевых картин" (1829, 1831). Одновременно он перерабатывал свои стихи и составил "Книгу песен" ("Buch der Lieder", 1827), снискавшую широкое признание не в последнюю очередь потому, что многие стихи были положены на музыку Шубертом и Шуманом.
В 1829 году Иоганн Котта предложил Гейне стать соиздателем своей мюнхенской газеты "Новые всеобщие политические анналы" ("Neue Allgemeine Politische Annalen"). Гейне принял предложение, но уже в 1831 году, возможно, рассчитывая на профессорскую должность (он ее так и не получил), оставил должность редактора.
Отныне Гейне был профессиональным литератором. Июльская революция 1830 года дала ему ответ на вопрос, что делать дальше: в мае 1831 года он уезжает из Германии и навсегда поселяется в Париже. Париж круто изменил его жизнь, он поднялся на новую ступень как прозаик и публицист. Его репортажи о Франции были посвящены общественной жизни, политике, искусству и театру; репортажи о Германии — литературе и философии.
Начал он с серии статей о Париже в коттовском "Утреннем листке" ("Morgenblatt"), продолжив эту работу циклом публикаций для "Всеобщей газеты" ("Allgemeine Zeitung") того же издателя. Эти последние вызвали недовольство австрийского канцлера Меттерниха и полностью были напечатаны только отдельной книгой под названием "Французские дела" ("Franzsische Zustnde"). Книга эта посвящена режиму Луи Филиппа и содержит знаменитое предисловие с резкой критикой Вильгельма IV Прусского, призывающее его дать народу обещанную конституцию.
Статьи Гейне о Германии выходили на двух языках и включают работы "Романтическая школа" ("Die romantische Schule", 1833) и "К истории религии и философии в Германии" ("Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland", 1834).
В 1834 году Гейне познакомился с молоденькой продавщицей Кресанс Эжени Мира, которую увековечит в стихах под именем Матильды. В 1841 году они поженились.
В 1835 году в Пруссии рейхстаг запретил произведения ряда политически прогрессивных авторов "Молодой Германии" ("Das junge Deutschland"). Имя Гейне стояло в списке рядом с именами К. Гуцкова, Г. Лаубе, Т. Мундта и Л. Винбарга. Не сумев снискать благосклонность официальной Пруссии, Гейне не ладил и с немецкими революционерами-реформаторами, которых в Париже объединил вокруг себя Л. Бёрне. Бёрне резко обрушился на Гейне в своих "Письмах из Парижа" ("Briefe aus Paris"), и Гейне был вынужден ответить.
Сделал он это уже после смерти Бёрне в работе "Людвиг Бёрне. Книга воспоминаний" ("Ludwig Berne, eine Denkschrift", 1840), которую ожидал на родине весьма холодный прием.
В том же 1840 году Гейне возобновил во "Всеобщей газете" разносторонние публикации о жизни Парижа, в 1854 году вышедшие отдельной книгой под названием "Лютеция" ("Lutezia"). Это были его последние опыты в области журналистики; он начал писать стихи, которые вновь заняли доминирующее положение в его творчестве, о чем свидетельствуют вышедшие одна за другой книги "Атта Тролль" ("Atta Troll", 1843), "Новые стихотворения" ("Neue Gedichte", 1844) и "Германия. Зимняя сказка" ("Deutschland, ein Wintermrchen", 1844), итог состоявшейся годом раньше поездки на родину и одно из самых сильных его произведений.
К тому времени здоровье поэта было сильно подорвано; семейные ссоры, последовавшие за смертью дяди в 1844 году, обострили болезнь, которая в 1848 году приковала Гейне к постели. Это несчастье, однако, не положило конец его литературной деятельности. Хотя болезнь превратила его жизнь в сплошное страдание, творческая энергия Гейне неизмеримо возросла, свидетельством чему "Романсеро" ("Romanzero", 1851) и "Стихотворения 1853 и 1854 годов" ("Gedichte 1853-1854"), за которыми последовал еще один сборник, опубликованный посмертно. Умер Гейне в Париже 17 февраля 1856 года; похоронен на Монмартрском кладбище.
Произведения Гейне легко читаются — отчасти потому, что он умел о многом сказать просто и коротко, а отчасти потому, что он никогда не вдавался в пространную полемику, предпочитая короткие стихи или прозу и легко переходя от одной темы к другой. Его популярность, но отнюдь не истинное его место в литературе, зиждется на стихах, на блестящих и неподражаемых песнях (Lieder), широко известных во всем мире. Он был не только прирожденным поэтом, но и блестящим прозаиком, соединяя в своих произведениях ясность Лессинга, которым он восхищался, с гением Ницше, который восхищался им.
Проза Гейне в "Книге Le Grand" ("Das Buch Le Grand"), повествующая о вступлении французов в Дюссельдорф, стоит в одном ряду с балладой "Гренадеры" ("Die Grenadiere"), посвященной тому же событию. В целом путевые заметки Гейне дают яркую картину его дарования — острого ума, едкой иронии, сатирического дара. Впрочем, на фоне стихов, написанных Гейне в последние 15 лет жизни, все прочее отходит на второй план. Как поэт-лирик он достиг непревзойденного мастерства.