«Вaжнeйшeй цeлью сoврeмeннoгo oтeчeствeннoгo oбрaзoвaния и oднoй из приoритeтныx зaдaч oбщeствa и гoсудaрствa являeтся вoспитaниe, сoциaльнo-пeдaгoгичeскaя пoддeржкa стaнoвлeния и рaзвития высoкoнрaвствeннoгo, oтвeтствeннoгo, твoрчeскoгo, инициaтивнoгo, кoмпeтeнтнoгo грaждaнинa Рoссии.» [2]
Пaрaдигмa сoврeмeннoгo oбрaзoвaния — вoспитaниe. Рaссмoтрим, кaк oпрeдeляeтся вoспитaниe в псиxoлoгии:
«Вoспитaниe (псиxoлoгичeский aспeкт) — 1) в ширoкoм смыслe — прoцeсс сoциaлизaции индивидa, стaнoвлeния и рaзвития eгo кaк личнoсти нa прoтяжeнии всeй жизни в xoдe сoбствeннoй aктивнoсти и пoд влияниeм прирoднoй, сoциaльнoй и культурнoй срeды, в т.ч. спeциaльнo oргaнизoвaннoй цeлeнaпрaвлeннoй дeятeльнoсти рoдитeлeй и пeдaгoгoв; 2) oбрeтeниe индивидoм oбщeствeннo признaнныx и oдoбряeмыx дaнным сooбщeствoм сoциaльныx цeннoстeй, нрaвствeнныx и прaвoвыx нoрм, кaчeств личнoсти и oбрaзцoв пoвeдeния в прoцeссax oбрaзoвaния.» [8]
Итaк, мы видим, чтo в Кoнцeпции ДНР и в oпрeдeлeнии пoнятия «вoспитaниe» гoвoрится o становлении и развитии, т.е. понимание процесса воспитания невозможно без понятий «становление» и «развитие» личности учащегося.
В разных источниках даётся определение понятия «развитие». Общим в них является то, что развитие понимается как процесс, переход на качественно новый уровень. Отличаются определения тем, в какой области происходят эти качественные изменения (физиология, психика, поведение). Мы предлагаем несколько определений, которые позволят конкретизировать наше понимание в рамках предложенной темы:
«Развитие — направленное, закономерное, количественно-качественное, конструктивное изменение и формирование материальных и идеальных объектов, связанное с преобразованием их структуры, идеально предрасположенным результатом которого является совершенствование.» [7]
«Развитие — направленное, закономерное изменение явления или процесса, ведущее к появлению нового качества.» [6]
«Развитие -… 2. Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр. 3. Доведение до некоей степени силы, мощи, совершенства; поднятие уровня чего-либо.» [5]
«Развитие — процесс формирования личности в ходе взаимодействия между факторами взросления и окружающей среды с одной стороны и личным опытом — с другой.» [4]
Предлагаемая нами программа, является логическим продолжением программы «Образ и мысль», целью которой становится духовно-нравственное развитие, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России. Ставя такую цель, мы понимаем воспитательное и развивающее значение живописного искусства и опираемся на возможности программы «Образ и мысль»:
«Очевиден педагогический потенциал искусства, его возможность влияния на мировоззрение школьника, создание посредством искусства условий присвоения и индивидуализации ценностей различных культур… Процесс общения с произведениями изобразительного искусства — сложное переплетение зрительной информации с воображением, логического и рационального — с эмоциями, фантазии — со здравым смыслом… Педагогический потенциал искусства определяется многими его особенностями. Присущая искусству многогранность предполагает множественность интерпретаций одного и того же произведения; поликультурность искусства обеспечивает реальную возможность заглянуть в иные времена, иные культурные миры; открытость искусства подразумевает творческий характер не только процесса создания, но и восприятия произведений искусства. » [1]
Мы видим, что предлагаемые средства реализации программы «Образ и мысль» совпадают со средствами организации социально-открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания, о котором говорится в Концепции ДНР и с содержанием базовых национальных ценностей.
«Цель программы «Образ и мысль» — создание условий для развития личности ребенка в процессе формирования индивидуально-личностных смыслов произведений изобразительного искусства. Предметом курса учебных занятий по программе «Образ и мысль» является не искусство само по себе, а личность ребенка, развивающаяся в процессе общения с искусством. В фокусе внимания программы — глубинные личностные изменения, которые происходят в детях под воздействием общения с искусством». [1]
Определяя, таким образом, цель программы, мы можем говорить о планируемых результатах, которые достигаются за три года обучения:
) развитие чувственной сферы (потребность всматриваться, осознавать предлагаемые к рассматриванию зрительные образы; навык визуальной грамотности);
2) развитие речемыслительной сферы (потребность вдумываться, осознавать и раскрывать смысл зрительных образов; самостоятельность, независимость мышления; креативность мышления);
3) развитие воображения и фантазии (творческие ответы на восприятие произведений искусства; поощрение спонтанного художественного воплощения впечатления от восприятия произведения искусства);
4) развитие компетентности в диалоге с произведениями изобразительного искусства (поддержание интереса начинающего зрителя к произведениям изобразительного искусства; обнаружение детьми грандиозной разницы между репродукцией и оригиналом; организация диалога с художником; развитие способности к глубокому, личностному восприятию художественных ценностей, установлению собственной, естественной системы связей с искусством);
) развитие коммуникативной компетентности (требование точности речевых высказываний; формирование уважения собственного и чужого мнения).» [1]
Поскольку «программа «Образ и мысль» адекватна идеологии и целевой установке — становлению социальной компетентности ребенка, которая достигается посредством педагогически направляемого коллективного обмена формирующимися индивидуально-личностными смыслами рассматриваемых произведений изобразительного искусства» [1], а так же способна решать задачи духовно-нравственного развития и воспитания, мы считаем возможным продолжить работу с произведениями искусства в рамках заданной темы.
Теперь целью программы становится духовно-нравственное развитие учащихся средствами живописи, следовательно, меняется планируемый предметный результат, именно в этом мы видим духовно-нравственное развитие учащихся — «доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности» [5]; «конструктивное изменение и формирование материальных и идеальных объектов, связанное с преобразованием их структуры.» [7]
Планируемым предметным результатом становится:
) чувство гражданственности, патриотизма;
) нравственные чувства и эстетическое сознание;
) творческое отношение к труду, образованию;
) ценностное отношение к природе, осознание красоты мира;
) ценностное отношение к прекрасному, представление об эстетических идеалах и ценностях.
Преобразование и изменение структуры курса проявляется в критериях и темах подбора произведений живописи и в форме проведения уроков (занятий).
Критерии. Картины, фото, скульптуры русских художников, отражающие традиционную православную культуру, т.к. именно «православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа». [2]
Произведения, несущие духовный смысл, выход на духовные характеристики героев (добродетели, нравственный выбор), обращение к опыту православной педагогики как к источнику духовного знания.
Личность художника (христианское понимание ценностей).
Исключение языческих обрядов, но сохранение русского фольклора.
Темы (подбор тем обеспечивается базовыми национальными ценностями).
Патриотизм (любовь к отечеству, служение, профессии).
Милосердие, честь, достоинство.
Семья, забота, любовь, верность, здоровье, уважение к старшим.
Труд и творчество, наука, люди.
Религия (православие).
Нравственный выбор, смысл жизни.
Природа, красота мира.
Человечество, мир, народы, культура.
Работу по подбору изображений мы предлагаем выстроить в форме виртуального квеста «Реализация концепции ДНР и воспитания. Открытие нового зала картинной галереи». Квест («бродилка» по ссылкам) строится по традиционному сценарию (сценарий выложен на Google-диске в совместном доступе https://docs.google.com/document/d/1kdMCUl_AAi1orHnOCUi-QzQR0KNkXvUW2PCa1aDiqOQ/edit): легенда, место проведения, время и задания с ссылками и подсказками. Участники договариваются о средствах связи и способе получения следующего задания (например, социальные сети). Результаты работы фиксируются в таблицу (таблица продвижения), которая называется так же, как книга отзывов в музеях и картинных галереях: «Книга отзывов». Участники описывают впечатления, вызванные картиной в системе открытых вопросов с использованием приёмов ТРКМ.
Например
№ заданияответ (первый уровень выполнения)/ббдополнительный ответ (второй уровень выполнения)/ббоценка сложности выполнения задания (от * до *****) «Книга отзывов» (вопросы курса)1. Каким изображён человек? Что в картине подтверждает Вашу мысль? Опишите впечатление, пользуясь приёмом хокку. Если не знаете, что такое хокку, смотрите здесь #»justify»>живопись виртуальный квест
Кроме этого, участникам квеста будет предложено подобрать пары к картинам, которые они нашли, выполняя задания. На следующем уровне — самостоятельно подобрать картины и сформулировать задание к ним. Далее ведётся работа в рамках технологии программы «Образ и мысль».
Литература
1.Ванюшкина, Л.М. и др. «Образ и мысль»: учебная программа для начальных классов общеобразовательных учреждений. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Институт развития регионального образования Свердловской области [Текст]. — Екатеринбург, 2003
.Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин [Текст]. — Минск: Харвест, 1998
.Данилюк, А.Я., Кондаков, А. М., Тишков, В. А. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. — М: Просвещение, 2009.
.Логинова, А.Я., Данилюк, А.А. Программа ДНР и воспитания обучающихся на ступени НОО [Текст]. — М: Просвещение, 2012.
.Прикладные аспекты современной психологии. Справочное издание [Текст] / автор-составитель Н.И. Конюхов. — М: 1992 г.
.Психологический глоссарий проекта [Электронный ресурс]. // Электронный ресурс — режим доступа: www.ido.edu.ru
.Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера [Электронный ресурс] // Электронный ресурс — режим доступа: #»justify»>.Тайсон Филлис, Тайсон Роберт. Психоаналитические теории развития [Текст]. -Екатеринбург: Деловая Книга, 1998.
Нужна качественная работа без плагиата?