Бaскaeв Р.М.
Eдиницa стaтистичeскoй сoвoкупнoсти xaрaктeризуeтся нaбoрoм признaкoв или пaрaмeтрoв. Тaк кaк знaчeния пeрeмeнныx нe пoстoянны, нужнo нaучиться oписывaть иx измeнчивoсть [1, с. 67]. Квaлимeтрия oпeрируeт всeми видaми oцeнoк любoй рaзмeрнoсти. Oтнoситeльнoe знaчeниe пaрaмeтрa этo oтнoшeниe числa oбъeктoв, имeющиx этoт пoкaзaтeль, к вeличинe выбoрки. Для этoгo в муниципaльнoй систeмe oбрaзoвaния испoльзуются oписaтeльныe или дeскриптивныe стaтистики: минимум, мaксимум, срeднee знaчeниe, диспeрсия, стaндaртнoe oтклoнeниe, мeдиaнa, квaртили, мoдa. Знaчeния кaждoгo пaрaмeтрa или признaкa мoгут быть рaзличны и oбрaзoвывaть ряд случaйныx знaчeний, кoтoрыe мoжнo вырaзить кaк aбсoлютнoй, тaк и oтнoситeльнoй вeличинoй. Oснoвнoй вeличинoй в стaтистичeскиx измeрeнияx являeтся eдиницa стaтистичeскoй сoвoкупнoсти.
тeстирoвaниe и сбoр инфoрмaции по результатам тестирования;
создается рабочая группа по подготовке программы мониторинга: определяются цели и задачи, осуществляется выбор критериев и показателей, определяется содержание, в том числе инструментарий и инструкции по организации и проведению собственно мониторинга, методы сбора информации; для исполнителей проводятся инструктивно-методические мероприятия (совещания, практикумы, семинары и другие).
Подготовительный этап:
Результаты выполнения заданий в дискриптивной статистикеКлассСреднее значениеДисперсияСтандартное отклонениеРазмахМодаМедианаНижний квартильВерхний квартиль6а7220112516674,581,065,5667922016547664,582,554,06в6423010576864,577,075,0 Выполнение теста по классам и по заданиям (в %)КлассЗадания123456789106а93966366667775726345669710076897887677576466в68867662746863634629Таблица 2. Таблица 1.
Чем выше дисперсия или стандартное отклонение, тем сильнее разбросаны значения переменной. Стандартное отклонение, среднее квадратичное отклонение, вычисляется как корень квадратный из дисперсии.
Таким образом, три точки (нижняя квартиль, медиана и верхняя квартиль) делят выборку на четыре равные части. Нижнюю часть часто обозначают символом 25% (25% значений переменной меньше нижней квартили), а верхнюю 75% (75% значений переменной меньше верхней квартили). 19]. Различают верхнюю квартиль, которая больше медианы и нижнюю квартиль, которая меньше медианы и делит пополам нижнюю часть выборки [3, с. Квартили представляют собой значения, которые делят две половины выборки, разбитые медианой на две равные части.
Минимум и максимум — это минимальное и максимальное значение переменной.
Вывод: дисперсия имеет значения от 201 до 230, изменение дисперсии в меньшую сторону (6в) соответствует положительной динамике в процессе повышения качества знаний. Стандартное отклонение имеет значения от 10 до 16; чем выше стандартное отклонение, тем сильнее разбросаны значения переменной от среднего, что говорит о нестабильности качества преподавания и качества подготовки учащихся; размах от 51 до 57 характеризует область выполнения заданий чем больше размах, тем больше учащихся как с высоким, так и с низким уровнем знаний, требующих индивидуальной дифференцированной работы (см. рис. 3).
выбрать правильный ответ из списка;
Процедура мониторинга относительно новая в системе обеспечения и контроля качества образования в г. В марте 2009 года в структуре департамента образования был создан Центр мониторинга качества образования, предназначенный для разработки концептуальных основ, модели, инструментария, механизма мониторингов и их реализации на муниципальном и институциональном уровнях. Салехард.
вписать необходимое слово;
Содержательно-деятельностный раздел включает цели, задачи этапов мониторинга; инструментарий (КИМы), инструкции, программное обеспечение ИКТ мониторинга.
Информационно-организационный раздел представляет данные о департаменте образования и структурном подразделении Центре мониторинга качества образования, которое проводит мониторинг: полное название, адрес, телефон, email; данные об организаторах руководителе, контактных лицах по вопросам проведения мониторинга (фамилия, имя, отчество, должность, телефон, e-mail) и исполнителях (образовательное учреждение, категория обучающихся и ин.), участвующих в мониторинге; уровень, тема, вид, функции, сроки,этапы мониторинга.
В соответствии с выбранными темами составляется тест, задания которого определяют уровень знаний и умений, обеспечивающий контроль достижений учащихся на данном этапе изучения темы (см. 2). табл.2 и рис.
Образовательная квалиметрия призвана осуществлять стандартизацию уровней достижений учащихся в конце определенного этапа обучения. Поскольку процедура стандартизации предполагает сопоставление результатов тестирования с эталонными нормами, в процессе обследования уровня обученности соблюдается требовательность, сохраняется объективность.
мониторинг образование тестирование математика
Тестирование — сердцевина мониторингов как специально организованных исследований и измерений. В практике работы используются такие виды тестов:
Технология подготовки и проведения мониторинга состоит из трех этапов.
определить верно/неверно;
Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность, и администрация ОУ, и специалисты департамента образования г. Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса и управления. Салехард) получают объективную информацию, анализируют ее и принимают решения, каждый на своем уровне.
Литература
утверждение результатов мониторинга в статусе официального документа в рамках приказа департамента образования;
Программа мониторинга состоит из разделов: информационно-организационного, содержательно-деятельностного и итогово-результирующего.
В центре между нижним и верхним квартилем (на диаграмме в овале) сосредоточены задания, выполнение которых говорит об удовлетворительной подготовке учащихся. Задания № 1, № 2 не вызвали затруднений при решении, что подтверждает более высокий уровень усвоения материала. Выводы: медиана равна 74,5 и разбивает выборку на две части, часть заданий лежит выше медианы (№ 1, № 2, № 6), одно задание лежит на медиане (№ 7), большая часть заданий лежит ниже медианы (№ 3, № 4, № 5, № 8, № 9, № 10). Задания № 3, № 9, № 10 требуют дальнейшего дополнительного изучения; мода равна 66, а это значит, что 4 и 5 задание являются модными для 6-а класса.
X(х х)2
Идея мониторинга качества образования получает все большее распространение в системе образования г. Салехард, однако мониторинг еще не стал массовым явлением, хотя очевидны неоспоримые преимущества такого способа слежения за качеством образования, поскольку он позволяет устанавливать причины полученных результатов, а значит, целенаправленно работать на улучшение состояния образовательной системы. В сложившейся ситуации актуализируется потребность в сознательном воздействии на возникающие процессы, что невозможно без изучения их динамики, получения объективной информации о функционировании и развитии всех элементов в мониторинговом режиме. Для планомерного перехода в это состояние муниципальной системе образования как социально-производственному, социокультурному феномену необходимо постоянно совершенствовать управление. Методология управления качеством, нацеленная на перевод системы образования в новое состояние, обеспечивающее качественное современное образование, адекватное потребностям развивающейся личности, общества и экономики, является основополагающей в деятельности департамента образования Администрации МО г. Салехард.
М., 2007. Управление проектами: организационные механизмы. 1.Новиков Д.А.
Таким образом, в зависимости от полученных результатов оценки качества определяются направления необходимых изменений в муниципальной системе образования для принятия соответствующих управленческих решений, направленных на дальнейшее и мобильное развитие как отдельных направлений деятельности, так и муниципальной системы образования в целом.
Выборочное среднее является той точкой, сумма отклонений наблюдений от которой равна 0. Среднее (выборочное среднее) — сумма значений переменной, деленная на число значений переменных.
Для диагностики качества образования применяются тесты, рекомендованные Российской академией образования и авторские, разработанные и апробированные в рамках экспериментальной деятельности муниципального уровня по теме Создание модели информационного обеспечения школьной оценки качества образования в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов.
1 Рис.
Рис. 3. Анализ выполнения заданий в 6а классе
Для оценки степени разброса (отклонения) какого-то показателя от его среднего значения, наряду с максимальным и минимальным значениями, используются понятия дисперсии и стандартного отклонения.
Мода представляет собой максимально часто встречающиеся значения переменной (модное значение). Если распределение имеет несколько мод, то оно говорят мультимодально или многомодально.
Изменение дисперсии в меньшую сторону соответствует положительной динамике в процессе повышения качества знаний. Крайнее значение означает отсутствие изменчивости, когда значения переменной постоянны. где дисперсия меняется от до бесконечности [2, с. 37].
Рассмотрим применение квалиметрических измерений при проведении мониторинга качества знаний учащихся 6 класса по математике в рамках промежуточного контроля по теме Положительные и отрицательные числа.
формулирование выводов посредством методов анализа, синтеза, обобщения, технологии SWOT-анализа, графического представления количественных данных и качественной интерпретации;
графические вопросы (определить объект или его часть, соотнести описание с изображением и так далее).
написание аналитического документа с определением соответствия целям и задачам мониторинга, констатацией состояния, обоснованием проблем;
Полученные количественные и качественные оценки являются выходным результатом качества образовательной подготовки учащихся и входным результатом для прогнозирования возможных вариантов и перспектив развития исследуемого социально-педагогического объекта.
соотнести вопросы и ответы в колонках;
Дисперсия характеризует отклонение от средней величины и вычисляется по формуле Дисперсия выборки или выборочная дисперсия это мера изменчивости переменной.
1). Для определения значимых тем на определенный период в иерархии свойств и соответствующих параметров изучаемого материала устанавливаем размерность: 1 значимые темы, незначимые темы (см. рис.
расположить по порядку;
Объектами мониторинга являются образовательный процесс, его ресурсы, результаты, личностные характеристики всех участников, их потребности и отношение к образовательному учреждению.
обработка данных, полученных в ходе проведения мониторинга с использованием методов квалиметрии и математической статистики на основе ИКТ;
В муниципальной системе образования проводятся региональные (в рамках региональной системы оценки качества образования Ямало-Ненецкого автономного округа), муниципальные и институциональные мониторинги на базе систематизации существующих источников информации, а именно: информационные, например, Педагогические кадры системы образования, Предпрофильная подготовка и профильное обучение, Адреса актуального педагогического опыта, Инновационные процессы системы образования, Образовательные и социальнозначимые результаты обучающихся и воспитанников и другие.
Педагогическая квалиметрия исследует и обосновывает закономерности качественных и количественных измерений педагогических объектов, оценку качества образования в целом. Для того чтобы эффективно управлять качеством, необходимо уметь его количественно и качественно определять.
Также проводятся специально организованные исследования и измерения (базовые, проблемные), а именно: мониторинг соответствия качества подготовки выпускников 4, 9, 11(12) классов образовательных учреждений федеральным государственным образовательным стандартам, мониторинг качества знаний обучающихся 5 9 классов по русскому языку, математике (пятиэтапный), физике (трехэтапный), мониторинг качества знаний обучающихся 10 11 классов по информатике (трехэтапный), мониторинг качества дошкольного образования по направлениям: развитие речи, развитие элементарных математических представлений, развитие естественно-научных представлений, развитие представлений о человеке в истории и культуре в младшей-подготовительной группах (четырехэтапный) и другие.
Наиболее актуален на сегодняшний день мониторинг оценки качества общего образования, а именно образовательных достижений учащихся школ, гимназий г. Салехарда.
Собственно мониторинг:
Итогово-результирующий раздел определяет перечень и характеристику документов, обрабатываемых по результатам мониторинга; порядок ознакомления и использования в практике управленческой деятельности результатов мониторинга на муниципальном и институциональном уровнях.
№ 9(1031). Мониторинг дел наших // Поиск. 2009. 2.Кравченко Е.С.
Основные требования, предъявляемые к оценке знаний и умений учащихся, заключаются в объективности, достоверности, конкретности и обоснованности. Адекватным современным требованиям к оценке результативности учебной деятельности методом является тест. Соблюдение этих требований возможно в том случае, когда в качестве контролирующего выступает такой метод, который преимущественно отличается от других методов контроля повышенной инструментальностью.
п
предоставление результатов мониторинга на Интернет-сайт департамента; заинтересованным сторонам в соответствии с социальным заказом.
Рис. Выполнение теста по классам 2.
Заключительный этап мониторинга включает:
предоставление аналитического документа департаменту образования для принятия управленческих решений по итогам мониторинга;
издается приказ о проведении мониторинга в соответствии с циклограммой и графиком проведения мониторинговых исследований в муниципальной системе образования;
наук. 3.Шугай Н.И. М., 2005. канд. … Формирование региональной стратегии образования в Приморском крае: Автореф. пед.
формирование информационного банка данных мониторинговых исследований в муниципальной системе образования;
Несмотря на достигнутые результаты, формирование системы диагностирования по конкретному предмету в каждом случае актуальная задача. Пересматриваются вопросы не только содержания оценки, но процедуры оценивания результатов учебной деятельности. Определение качества образовательной подготовки учащихся предполагает изменение подходов к оцениванию результатов обученности обучающихся как на промежуточных этапах обучения, так и на завершающих этапах обучения.