Рaeнкo Т.В.

г. Кeмeрoвo

Прoблeмa эффeктивнoгo фoрмирoвaния унивeрсaльныx учeбныx дeйствий учaщиxся — oднa из слoжныx прoблeм сoврeмeннoй пeдaгoгичeскoй нaуки. С oднoй стoрoны, oнa oтрaжaeт пoтрeбнoсть oбщeствa, вырaжeнную в oбрaзoвaтeльнoм зaкaзe нa учaщиxся, спoсoбныx к сaмoрeaлизaции, сaмoстoятeльнoму дoбывaнию знaний и эффeктивнoму oсущeствлeнию рaзличнoгo рoдa дeятeльнoсти; oтрaжaeт зaинтeрeсoвaннoсть учeныx в нaxoждeнии путeй фoрмирoвaния нaдпрeдмeтныx дeйствий шкoльникoв. С другoй стoрoны, пoкaзывaeт, чтo систeмa шкoльнoгo oбрaзoвaния с трaдициoннoй oргaнизaциeй учeбнoгo прoцeссa и сooтвeтствующим мeтoдичeским oбeспeчeниeм нe готова справиться с объективными факторами, определяющими формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование надпредметных действий школьников[3].

В период 2011-2013 у.г. членам школьного методического объединения учителей истории, обществознания и географии было предложено провести опытно-экспериментальную работу (далее по тексту — ОЭР) по определению форм и методов формирования УУД у обучающихся 6-9 классов. Среди особенностей школы, в которой проводилась ОЭР, следует отметить следующие: школа осуществляет реализацию образовательных программ по нескольким направлениям: традиционное, заочное (вечернее), инклюзивное, пенитенциарное; школа находится в спальном районе заводской зоны, в частном секторе; в 6-9 классах процент детей с высоким уровнем мотивации к обучению равен 0,04% (11чел. из 252), средний уровень демонстрируют 41% обучающихся (104чел.). Главными причинами сложившегося положения психологи называют: отсутствие или низкий уровень развития навыков и умений обучаться, а также низкий статус образования в системе семейных ценностей обучающихся школы. Поэтому задача обучения детей умению учиться (смысл УУД) становится приоритетной в деятельности педагогических работников школы.

ОЭР строилась в логике исследовательской работы. Первый этап — этап теоретического осмысления и планирования ОЭР (01.2012-03.2012), задачами которого являлись: изучение нормативной, научно-методической литературы и педагогического опыта по проблеме; разработка плана ОЭР, анализ состояния профессиональной подготовки учителя к исследовательской деятельности.

Для анализа готовности учителей был проведен ряд опросов и анкет с перечнями универсальных учебных действий (УУД) по блокам, представленным в Примерной программе образовательного учреждения[2] и примерных программах по истории, географии, обществознания стандартов второго поколения. В итоге, каждый педагог смог провести самоанализ уровня подготовленности к созданию условий по формированию УУД у обучающихся (в рамках своего предмета).

Так же на основе анализа готовности учителей к ОЭР была скорректирована сама программа экспериментальной работы. Составлены индивидуальные планы исследовательской деятельности учителей с учетом мотивационной основы и возможностей каждого, проведен анализ состояния научно-методического сопровождения, разработаны средства диагностики для выявления уровня сформированности УУД у обучающихся 6-9 классов; организована подготовка кадров для проведения экспериментальной работы в виде теоретических и практических семинаров, успешно работала творческая лаборатория «УУД: Что я умею сам?»

Среди затруднений и сложностей на первом этапе следует выделить недостаточное научно-методическое сопровождение исследовательской деятельности педагогов и учащихся школы по проблеме ФГОС; недостаточная заинтересованность учителей в инновационной деятельности по ряду объективных и субъективных причин.

Второй этап — технологический (внедренческий), был проведен с апреля 2012г. по апрель 2013г., для разработки и апробации педагогических условий формирования УУД у обучающихся на уроках истории, обществознания и географии. Задачи этапа: диагностика уровня сформированности УУД у обучающихся; определение наиболее проблемных блоков УУД по уровню сформированности; отбор педагогических приемов и методов для апробации формирования УУД у обучающихся; апробация комплексных педагогических условий для формирования УУД у обучающихся 6-9 классов; промежуточный анализ и корректировка результатов ОЭР.

В ходе данного этапа проведен входной контроль уровня сформированности УУД у обучающихся, составлены обобщенные матрицы результатов; проводится консультационная работа с учителями по мониторингу динамики развития УУД у обучающихся; разрабатываются необходимые средства обучения для формирования УУД у обучающихся; ведется совместная работа с педагогом-психологом по изучению уровня психологического комфорта на уроках в рамках ОЭР; апробируется система стимулирования учителей, занятых ОЭР; обобщается опыт.

В ходе второго этапа опытно-экспериментальной работы наблюдается повышение уровня мотивации обучающихся к урокам истории, обществознания и географии; наблюдается повышение уровня научно-методической компетентности у учителей (задействованных в ОЭР); учителями более часто применяются современные образовательные технологии: коллективного обучения, игровые, проблемного обучения, чаще практикуются тематические портфолио, оценочные листы и портфолио достижений, учебные проекты и др.; в рамках школьной конференции количество исследовательских работ обучающихся по истории, географии и обществознанию составляло 42 процента от всех работ обучающихся 6-9 классов; для учителей и администрации школы даны открытые уроки по обществознанию и географии по формированию УУД у обучающихся; обучающимися проведено 4 промо-акции просветительского характера, две из которых для родителей в рамках общешкольного собрания (демонстрирующие уровень развития УУД у обучающихся); учителя прошли курсы повышения квалификации по проблеме ФГОС как на базе КРИПКиПРО, НМЦ г. Кемерово, так и в дистанционном формате (свидетельства о ПК, сертификаты издательств «Школа-2100», «Вентана-Граф» по географии, истории, обществознанию); представлен опыт на заседаниях ШМО, Педагогического совета школы, на семинарах городских методических объединений учителей на базе НМЦ г Кемерово, представлен опыт на городском конкурсе методических разработок «Мой лучший урок» (работа вышла в финал), представлен опыт в публикациях материалов Всероссийской конференции по проблеме внедрения ФГОС на базе ГОУ ДПО КРИПК и ПРО, в ее же рамках даны два мастер-класса по формированию УУД у обучающихся 9 классов.

Как сложности и причины затруднений на данном этапе можно выделить следующие: выявлен низкий уровень сформированности УУД у обучающихся особенно в блоках познавательных и регулятивных УУД; определился недостаточный уровень владения учителями методами развития учебной мотивации и приемами создания ситуации успеха на уроке; из-за увеличения времени на разработку учебных средств и отбор содержания для проблемного изложения и поисковой деятельности, учителя теряют интерес к ОЭР; возросла нагрузка на обучающихся в ходе освоения ими роли руководителя собственным процессом обучения и др..

Третий этап — этап аналитико-рефлексивный (04.-0.8. 2013). Среди задачи на данном этапе: анализ хода ОЭР; проведение итогового контроля и анализ результатов уровня сформированности УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках истории, географии, обществознания; обоснование педагогических условий формирования УУД у обучающихся; описание результатов ОЭР, составление рекомендаций.

На данном этапе было осуществлено немало различных мероприятий, среди которых: проведен опрос по изучению мнения обучающихся о участии обучающихся в ОЭР и ее результативности; по итогам работы и педагогических наблюдений составлен анализ ОЭР, разработаны рекомендации для учителей по формированию УУД на уроках истории, обществознания, географии; представлен публичный отчет на ОССе (общешкольном собрании старшеклассников), общешкольном родительском собрании в апреле 2013г. и заседании августовского Педагогического совета.

Среди сложностей и проблем на данном этапе следует отметить такие, как отсутствие общешкольной системы работы педагогов в данном направлении на данном этапе функционирования школы; недостаточность программного и методического обеспечения, как для учителя, так и для обучающегося (печатных и электронных средств для формирования УУД у обучающихся основной школы по географии, истории и обществознанию); недостаточность расширения социальных связей с другими ОУ для обмена опытом (конкретно по регулятивным и личностным УУД); недостаточность активного использования различных форм совместной деятельности для решения научно-практических проблем развития школы, способствующих применению и распространению нововведений в профессиональной педагогической практике; отсутствие стратегии организации исследовательской работы учителей, построенной на принципах: целесообразности, кооперации, последовательности, преемственности на основе компетентностного подхода.

методический педагогический экспериментальный обучение

Литература

1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов [Текст]: — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения)

.Раенко, Т.В. Деятельность школьного методического объединения по решению вопросов введения и реализации требований ФГОС/ Т. В. Раенко// Научно-методическое сопровождение введения ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления [Текст]: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 7-8 ноября 2012 года; в 3.ч./.-Кемерово: Изд-во КРИПК и ПРО,2012-С.145

.Сюсюкина, И.Е. Формирование универсальных учебных действий младших школьников в оценочной деятельности [Текст]: Автореф. дис.. к-та пед. наук.-Магнитогорск, 2010. — 176 с.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям