Вeдущим жaнрoм биeннaлe стaл видeoaрт. Дeсятки чeрныx пaльтo, «пoдвeшeнныx» к пoтoлку, тишинa, кaмeнныe стeны и жуткий xoлoд, прoнизывaющий нaсквoзь… Тeмa мoскoвскoгo фeстивaля «Диaлeктикa нaдeжды» oбрaщeнa к будущeму кaк искусствa, тaк и oбщeствa в цeлoм. Aлeксeeвa и К. Пaрaллeльнo
Спeциaльнaя прoгрaммa нe уступaлa oснoвнoй, тaк кaк прeдстaвлялa сoбствeннo вeдущиx рoссийскиx художников. Формально художник рассказывает историю своей семьи. Медленно извиваясь в странном танце, он наступает, гипнотизируя и парализуя зрителя. Собачья тема у Кулика поистине вошла в золотой фонд, как и сексуальные игрища на фоне березок у Виноградова — Дубосарского, а томные персонажи Мамышева — Монро неожиданно свежо дополняли виртуальных ребятишек в беленьких маечках «АЕС+Ф». Ерофеева. Кулик, заслуженные мэтры А. В ГМИИ им.Пушкина была представлена его мультимедийная видеоинсталляция «Приветствие», созданная по мотивам «Встречи Марии и Елизаветы» Якопо Понтормо. И мгновение остановилось. Женщина в чрезмерно ярком модном костюме идет по улицам Мадрида, преследуемая уличным оркестриком, играющим бравурную мелодию. Инфанты и Н. Здесь демонстрировались те, кого раньше именовали нонконформистами. Надежда на свободное выражение мнений, призыв к терпимости и всеобщей дискуссии — вот гумманистический посыл ее организаторов. «Скоморохи наших дней», они смеются над своими же собратьями по цеху: современными художниками, увлеченными акционизмом и перформансом, да и вообще над ценностями современной культуры. Автор текста: Елена Федотова, искусствовед
• Anticvaria.com — Форум о живописи и антиквариате Надежды юношей питают
Перефразируя знаменитую ломоносовскую строчку, так можно было бы обозначить суть главного проекта биеннале «Диалектика надежды», осуществленного в стенах бывшего Музея Ленина, что в некотором роде очень символично — вспомним культовое «Революция свершилась, товарищи!» Действительно, современное искусство ворвалось в центр занесенной метелями столицы, сдавшейся под натиском молодых художников. Одним из лучших произведений можно назвать видео Джун Нгуен — Хацушиба «С новым годом: Мемориальный проект Вьетнам II». Эта романтическая история легла в основу инсталляции, тема которой обобщается до рассмотрения механизма памяти вообще, личной и исторической, о жизни воспоминаний в человеческой душе. Художнику удалось воссоздать ощущение жестокой необратимости времени. И первое место по праву принадлежит выставке, подготовленной Третьяковской галереей на Крымском Валу «Сообщники». За ним сбежала и его невеста — бабушка художника. Еще одна прекрасная работа — фильм «Вива, Испания!» Пилар Альбаррасин. Можно сказать,отцы второго русского авангарда. Наши соотечественники старались представить достойные проекты, тяготея к проблемам национальной идентичности. Инсталляция Болтанского «Призраки Одессы» — самая пронзительная работа биеннале, возможно, самая лучшая. Звездочетова, фото Комара и Меламида — редкие вещи, собранные усилиями куратора А. В объекте Томаса Сарацено «Соединенное небо» воздушный шар с встроенной камерой крутится в пространстве зала, проецируя полученное изображение на экран. и Р. В прозрачной толще воды под гулкие звуки гонга появляется дракон, ведомый пловцами. Его дед, родом из Одессы, эмигрировал во Францию, взяв с собой один лишь самовар. Скерсиса, И. Само событие — встреча — у Виолы приобретает значение сакрального, хотя действие и происходит в современном городе, разве что драпировки и цвета одежд приближаются к стилистике итальянского маньериста. Однако сильно замедленное движение героинь и звуковое сопровождение, напоминающее шумы, исходящие из морской раковины, вырывают происходящее из обыденного контекста, да и вообще из земной реальности. Мастер-класс
В программу биеннале были включены и произведения художников мирового масштаба: Кристиана Болтанского, Билла Виолы и Ильи Кабакова. Приходится констатировать: то, что было создано для квартирных показов, выдержало испытание музеем и для многих стало откровением. Поместив экраны в большие коробки, художники предоставили зрителю возможность подглядеть, как эти маленькие человечки дерутся, стоят на голове, занимаются любовью и т.д. Горловиных, инсталляции Д. Название фильма отсылает к засаде, устроенной войсками Северного Вьетнама, известной как «Наступление Тет». Виноградов — В.Дубосарский, группа товарищей АЕС+Ф и мастер перевоплощений В. В этот почетный список вошли: великий и ужасный О. Художница исследует стереотипность существования испанской женщины: ее поведения, облика и социальной роли. Наховой, живопись Н. Фильм насыщен множеством символов и мифологем, но и визуально он производит сильнейшее впечатление. В Москве прошла Первая биеннале современного искусства, в которой приняли участие около 300 художников из 30 стран мира. Самая пафосная из них — Starz, то бишь звезды. Мелькают стены, окна, люди — все, что попадается «на глаза» подвижному объективу. В экспозицию вошли фоторепортажи с акций «Коллективных действий», первые эксперименты с фотографией Ф. Она не может вырваться из круга музыкантов, вынужденная подчиняться правилам игры и сама играть в этот «праздник каждый день». Преображенная непрерывным хаотическим движением реальность становится метафорой нашего стремительно меняющегося бытия. Пригова, объекты В. Мамышев — Монро. Название проекта было подтверждено и подбором работ, большинство из которых давно уже «старз», так что выставка представляла собой ретроспективу наших «классиков». Другой мастер — Билл Виола за работу с тонкими материями человеческой психики получил от критиков титул «Рембрандт эпохи видеоарта». Одной из главных целей биеннале является развитие международного диалога об искусстве, о нравственных, социальных и политических переменах в обществе. Он идет на войну, но будет повержен. Основную часть инсталляции Болтанский разместил в пространстве флигеля Музея архитектуры, частично превратившегося в развалины, которые ему удалось оживить. «Синие носы» сняли несколько коротких видео о жизни «маленьких» людей. Горюновой, В. Достаточно интересная программа прошла и в Музее современного искусства, вместившего три выставки. Сам же Виола считает, что его сюжет «о пронзительности приветствий и прощаний, об этом чуде, происходящем сиюминутно где-то с нами рядом».