«Мoлюся нaшій прeсвятій Пoкрoві. Блaгoслoви і пeрa, і шaблі!..» (Линa Кoстeнкo, «Бeрeстeчкo»)
Oтшумeлo лeтo, впeрeди зимa. И кaк пoдaрoк, срeди щeдрoй бaрoчнoй oсeни — прaздник Пoкрoвa Прeсвятoй Бoгoрoдицы — oдин с сaмыx любимыx прaздникoв укрaинцeв. С ним связaнo нeмaлo трaдиций, кaк oчeнь стaрыx, тaк и нoвыx, oснoвaнныx в нaшe врeмя. Oн пoсвящeн Прeчистoй Бoгoмaтeри, слoвнo укрывaющeй всex свoим пoкрoвoм — Укрaину, нaрoд, вoинствo, влaсти, цeркoвь, oбeрeгaя oт видимыx и нeвидимыx бeд. Oдним слoвoм, Пoкрoвa — прaздник в (видах всex.
Oткудa и кoгдa пoявился этoт прaздник
Трaдиция прaзднoвaния Пoкрoвa вoзниклa в X вeкe. Oбычнo любoe xристиaнский прaздник бeрeт нaчaлo изо Eвaнгeлия, нo Пoкрoв в Свящeннoм Писaнии нe упoминaeтся. Зaтo eсть дрeвняя лeгeндa o тoм, чтo кoгдa дрeвний Цaрьгрaд (Кoнстaнтинoпoль) был oкружeн врaгaми, Бoгoрoдицa будтo укрылa свoим oмoфoрoм гoрoжaн, мoлившиxся вo Влaxeрнскoм xрaмe. Свидетелями чудесного видения были важнейший юродивый Андрей и его ученик Епифаний. Сие видение стало предвестникома победы — вскоре антагонист отступил, и все были спасены. С тех пор Покрова ассоциируется с покровительством и защитой.
Самые известные украинские храмы, посвященные Покрове
Покрова была средь любимых праздников, поэтому в Украине было обилие храмов, названных в честь Богородицы Покровы. Неотлагательно их в Украине более 200; больше -навсего) — на Тернопольщине.
Древнее всех и самая знаменитая — приход Покрова ХV века в селе Сутковцы на Хмельнитчине. Сие уникальное сооружение — одновременно и храм, и крепость; к тому но, она еще и музей.
В Харькове — Покровский божий храм — самое старое здание города (1689), сохранившееся раньше наших дней. Построенное еще казаками; что за притча! изящное и элегантное сооружение. «Нет в украинской каменной архитектуре другого такого здания, идеже бы прием высотного раскрытия внутреннего пространства был осуществлен с таким блеском», — отметил знаменитый исследователь украинского зодчества Григорий Лонгвин.
Свято-Покровский кафедральный храм (1768) в Ахтырке — историко-архитектурный памятник национального значения. Идеальный образец украинского барокко для Слободской Украины. Прожект собора разрабатывали в мастерской Бартоломео Растрелли.
Свято-Покровская божий храм (1906) в селе Плешивец Гадячского района Полтавской области. Вовсе уникальное сооружение — девятикупольный каменный храм в стиле подражания украинского барокко, взведенный по проекту московского архитектора Ивана Кузнецова. К появлению сего храма приложил руку и известный исследователь запорожского казачества Димуша Яворницкий. Во время немецко-советской войны в чулан попало семь снарядов, но храм выстоял.
13-купольный Покровский храм в Ровно (2001) – украшение города и Вотан из самых высоких храмов Украины. Его высота поднебесная — 55 м.
Покрова в литературе
Праздник Покрова упоминается в произведениях многих украинских писателей:
«По прошествии Покрова Кайдашиха вытащила из сундука двушничек свитка полотна: один древний, толстого и последнее дело отбеленного полотна, а второй — тонкого, красивого, напряденного в паре с Матреной. Кайдашиха покроила толстое полотно получи и распишись рубашки для старого Кайдаша, для Карпа, Лаврина и Мотри, а себя отрезала тонкого полотна на три рубашки и единым) (духом спрятала свиток в сундук…» (Ванюся Нечуй-Левицкий, «Кайдашева семья»)
«Отдали Остапа в москали раньше Покровом…» (Панас Мирный, «Хіба ревуть воли, як ясла повні?»)
«После неделю до Покрова мы справились сработой. Следом уже и работа домашняя, легче было бы, хотя меня беда постигла. После Покрова форвард дожди, густые-прегустые и холодные, осенние дожди…» (Панас Миролюбивый, «Бес попутал»)
Покрова в украинской иконографии и изобразительном искусстве
Самая древняя деисус Покровы в Украине находится в Национальном художественном музе. Сие образ из Восточной Галичины и датируется дьявол ХIV веком.
Во времена Гетманщины, в эпоху «казацкого барокко» появился недавний тип иконы – "Казацкая Покрова", получай которой обычно изображали Богородицу, берущую перед свой омофор известных украинских властителей, гетманов, казацких старшин, церковных деятелей и других. Сих образов сохранилось не так уж целый ряд — чуть больше десятка. На них позволено увидеть, в частности, Богдана Хмельницкого, Ивана Сулиму, Ивана Мазепу, Петра Калнышевского и других важных лиц.
Очень интересна фреска «Казацкая Покрова» в церкви отцов василиан в Жовкве для Львовщине. Ее создал в середине 30-х годов Юлиан Буцманюк. Для фреске под омофором Богородицы изображен в действительности «Акт Злуки» — цель Львова и Киева; политических деятелей Лево- и Правобережной Украины, в частности Сима Петлюры, Михаила Грушевского, Костя Левицкого, Женюша Петрушевича (там даже Павел Скоропадский) и др. В центре — митрополит Андрюша Шептицкий в окружении епископов и братьев-василивн. У ног митрополита — тетка в порванной вышиванке, горюющая над умершим сыном – обозначение Голодомора.
Российско-украинская война внесла близкие крорективы в украинскую иконографию. Пример – лик "Покрова воинская" (2017). В ней изображены Украинские защитники разных времен, через равноапостольного князя Владимира Великого и гетмана Константина Острожского после украинских военнослужащих нашего времени, которые защищают Украину ото российского агрессора. Автор — художник и иконописец Юрася Никитин.
Можно также вспомнить масштабное историческое крашенина "Державотворення" (2001) на втором этаже Верховной Рады Украины художника Алексея Кулакова; идеже над украинскими государственными, культурными, литературными и инда мифическими мужами (женщин там мало) также изображена Богородица Покрова с сонмом святых. Наверху омофор Богородицы, а внизу — другая святыня — малорусский флаг. И рушник. Тоже сакральный для украинцев наука…
Скромная акварель Тараса Шевченко «Святилище Покрова в Переяславе», выполненная в 1845 году — известное художественное фабрикат Кобзаря.
Опанас Заливаха, определённый украинский живописец, шестидесятник, перед эмиграцией писательницы и ученой Веры Вовк получи Запад подарил ей небольшую собственноручно написанную иконку Покрова Божией Матери. Симпатия на долгие годы стала ее оберегом держи чужбине.
Традиции
На Покрова нужно было ясный путь:
- сходить в церковь.
- Побывать на ярмарке. Покровские ярмарки в Украине в древности были богатые, ароматные, яркие и веселые. «Привезли нас в Полтаву, а после этого народу, как вот в Покров на ярмарке: шилом никуда ткнуть…» (Гришоня Тютюнник, «Вир»)
- На Одежда входили в новый дом — справляли новоселье.
- Поймать щедрый стол; угостить нуждающихся. Напиваться и перебраниваться в этот день было грехом.
- На Платок следовало обязательно справить женщине новый благообразный платок. Подарить мог и муж, а могла и самоё женщина себе купить — украинки были хватит за глаза независимыми в финансовом плане. Платок был вещью знаковой, эстетической, магической, а как и и оберегом. Он подчеркивал сословную принадлежность бабье, а также венчалаобраз, делал его целостным, завершенным. Особенно ценились платки изо шелка и шерсти.
- Большим платком покрывали молодоженов: «Я тебя, сестронько (братик) покрываю, счастьем-здоровьем наделяю». Крыть голову молодой жены называлось «завивать в серпанок».
- первейший убор Богородицы называется омофором.
Кто чтил Покрову
Чтило Богородицу-Покрову украинское войска – запорожские казаки. Перед походом служили обращение Пресвятой, а вернувшись из похода, Ее благодарили. Становились для колени и молились: «Под Твою щедроты прибегаем, Богородице Дево, молитв наших в время печали не отринь, но с беды вызволяй нас, единственная Чистая и Благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас». Главная сечевая собор всегда была в честь Покровы.
«Як покидали запорожці
Огромный Луг і матір Січ,
Взяли с собою Матер Божу,
А більш нічого неважный (=маловажный) взяли…»
(Тарас Шевченко, "Иржавец")
Сверху Покрову, на казацкой раде запорожские казаки выбирали гетмана, а там отправлялись на зимовку по своим хуторам и зимовках. Получи и распишись Сечи оставался только постоянный гарнизон.
Чумаки за Покрова никуда не ездили. На табель (высокоторжественных и викториальных дней) следовало уже оставаться дома: «А там Покрова сиди, чумак, дома».
Сельчане и мещане ждали этот праздник с особым нетерпением, все ж таки с 14 октября начинали справлять свадьбы. Сие был период, когда массово женили детей.
Женщины. Девушки надеялись выйти замуж. О томишко и молились: «Свята Покрівонько, покрий мені голівоньку – хоч кленовиньким листочком, хоч біленьким платочком». Женская половина человечества молились за мужей и детей; за состояние в семье. Даже сегодня, придя в Киеве в Покровский храм, можно увидеть сотни девушек и молодых женщин, которые идут и идут к Пречистой, неся ей какие-так заветные свои желания.
Молодежь. После Покрова начинались свадебные гуляния, а опять же вечерницы (в некоторых регионах — с Николая, 19 декабря). Церковники считали вечерницы рассадником разврата и были ажно попытки их запретить. Но не получилось.
Монахи и монашки. Они считали Богородицу Матерью, которая беретка их под свой покров, на службу своему Сыну.
А пока…
Покрова была последним праздником, незримой линией, которая разделяла сезон от зимы, тепло от холода. Бери Покров в южных районах Украины заканчивался отрезок времени у наемных работников, в Карпатах возвращались с полонин пастушьи стада.
Возьми Покров, так же как и сейчас, украинцы начинали растапливать в домах – «загоняти в хату тепленько».
Новая традиция: на Покрова происходит (большей частью на следующий день, 15 октября) знаменитая вредительство спудеев Киево-Могилянской академии «Точный Сковорода» — студенты моют золотисто-коричневый памятник Сковороде на Контрактовой площади.
С 1999 годы на Покрова отмечается День украинского казачества.
С 2015 возраст Покров стал государственным праздником — Днем защитника и защитниц Украины и официальным выходным. Того это тоже новая традиция.
И, наконец, заговоры: «Укрий, Покрово, од духа злого і чоловіка такого!»
А пока еще замечайте: какая погода на Покрова, этакий будет и зима.
Марко Назаренко, Кыйыв