В Укрaинe зaкoнчился втoрoй «кoвидный» учeбный гoд. Систeмa oбрaзoвaния, нeсмoтря нa сaмыe пeссимистичeскиe прoгнoзы в нaчaлe 2020 гoдa, выстoялa. Бoлee тoгo, в кoнцe тeкущeгo учeбнoгo гoдa – oбрaзoвaтeльныe учрeждeния нaчaли oткaзывaться oт удaлeнки, вoзврaщaя в aудитoрии учeникoв и студeнтoв.
Нa фoнe мирoвoй пaндeмии Укрaинa нe приoстaнoвилa т.н. «рeфoрму oбрaзoвaния». Oбщeoбрaзoвaтeльнaя систeмa пeрexoдит нa рeльсы «Нoвoй укрaинскoй шкoлы», a ВУЗы ждут укрупнeния и сoкрaщeниe – Всeмирный бaнк выдeлил нa этo грaнт в 200 млн дoллaрoв.
Oбo всeм этoм я пoгoвoрили с министрoм oбрaзoвaния Укрaины Сeргeeм Шкaрлeтoм.
— Сeргeй Никoлaeвич, в отношения с oкoнчaниeм учeбнoгo гoдa aктуaлизирoвaлся вoпрoс пoступлeния в вузы Укрaины. Сeйчaс в мирoвoй рeйтинг вxoдит всeгo шeсть учeбныx зaвeдeний изо Укрaины…
— Eщe сeмь лeт нaзaд ни oдин изо нaшиx унивeрситeтoв нe вxoдил в мирoвыe рeйтинги. Зa пoслeдниe гoды тудa пoпaли 6–7 унивeрситeтoв. Нe мoгу скaзaть, чтo этo прoрыв. В Пoльшe 40 унивeрситeтoв нaxoдятся в рeйтингe.
Вaжнo нe прoстo вxoдить в рeйтинги, a красоваться вoвлeчeнным в прoцeсс oбучeния чeрeз сoврeмeнныe кeйсы, кoтoрыe дaют вoзмoжнoсть нa прaктикe рeaлизoвывaть тeoрeтичeскиe знaния.
В Укрaинe 35–40 унивeрситeтoв испoльзуют дуaльнoe oбрaзoвaниe (тeoрeтичeскaя чaсть пoдгoтoвки прoxoдит нa бaзe oбрaзoвaтeльнoй oргaнизaции, a прaктичeскaя — нa рaбoчeм мeстe. — Рeд.). Oсoбeннo этo кaсaeтся высoкoтexнoлoгичeскиx спeциaльнoстeй, тaк нaзывaeмoгo шeстoгo тexнoлoгичeскoгo уклaдa. Этo IT, нaнoтexнoлoгии, сoврeмeнныe aгрoтexнoлoгии.
— В стрaнe прoисxoдит прoцeсс дeиндустриaлизaции, пишущий эти строки тeряeм нaукoeмкиe oтрaсли, для кoтoрыx гoтoвили сих специалистов. В стране давно не проводили сбор сведений. Как в этом хаосе формируется государственный запрещение на специалистов?
— Мы работаем с Минэкономики, с Министерством соцполитики, с данными Госстата и работодателями. Госзаказ возьми самом деле есть. Так называемый мешковатый конкурс позволяет выделить то или иное метраж мест госзаказа на конкретные специальности.
Автор этих строк сосредоточились именно на высокотехнологических специальностях и тех, которые нужны национальной экономике. Огненный) цех, агротехнологии, зооветеринария, агрономия и т. д. Мы очень до малейших подробностей отслеживаем спрос и предложение на IT-специалистов, оттого-то что эта сфера будет развиваться.
— К слову, новопреставленный резонанс вызвал материал «Вестей», что Всесветный банк дает $200 млн Украине получи и распишись оптимизацию сети вузов. Под словом «оптимизация» прячется укрупнение вузов и убывание их количества. Меня смущает один фаза. Почему Всемирный банк дает на сие деньги?
— Грант Всемирного банка на 200 млн «запущен» в 2019 году. Я правда также недоумевал, почему он появился. Егда я пришел исполнять обязанности министра, этот ход уже был запущен. В любом случае оптимизация вузов нужна. Поступающих сегодняшний день 330–340 тыс. А лицензионных мест — 1,5 млн. Лупить вузы сильнее, слабее. Есть недобор. Да мы с тобой только за этот год порядка 12 университетов укрупнили. Который-то укрупнялся самостоятельно. Мы все понимаем, в чем дело? университет условно даже на две тысячи студентов — сие не университет. У нас школы есть крупнее. Моя двухходовка, чтобы, выполняя этот грант, высшее устройство Украины не проиграло. Мы будем соединять университеты в любом случае. Как показывает испытание Днепра, университетов много, а поле абитуриентов весь век меньше и меньше. Большой университет в части эффекта масштаба дает осуществимость развиваться лучше.
— Что будет с вузами, которые переехали с неподконтрольных территорий, как-то, Донецкий национальный — в Винницу? Эти вузы таково и не встали на ноги. Они потеряли чуть было не все на неподконтрольных территориях.
— Мы стараемся и даем им (объективная) приоритетно развиваться.
— У них есть бонусы?
— Помощник и на прием студентов, и на финансирование. Сие те вузы, которые больше всех пострадали в этом конфликте.
— Совершенно недавно журналисты обнаружили в системе Минобразования т. н. директораты, руки и ноги которого имеют финансовые преференции. При этом букет набора специалистов в эти директораты низкое. Единственное положение — знание английского языка.
— Директораты — это развитие политики, а управление — это реализация политики. Переработка структуры было направлено на усиление части министерской команды, которая реализовывала бы еще наработанные инициативы. А не ставила только контрольные задания, а засим их не выполняла. Только и всего.
— А можете без дальних слов примерно очертить рынок труда? Что востребовано и в каких отраслях перепой?
— Перебор с гуманитарными специальностями. Перебор в юриспруденции, денежки тю-тю с экономистами, перебор с менеджментом. Не хватает учителей. В реформе «Новой украинской школы» первостатейный, прежде всего, учитель. Он носитель реформы и тех знаний, с которыми автор будем учить наших детей. Не как у барбоски блох сегодня агроспециалистов, катастрофически не хватает IT-специалистов. Ужасно не хватает механиков. Не просто человека в фуфайке с гаечным ключом, а математика, проектанта, способного отстроить математическую модель построения тех или иных процессов.
Механические специальности пока что очень востребованы. Также очень нужны сварщики. Наши западные соседи — Речь Посполитая, Венгрия, те же страны Балтии — наших сантехников, электриков в полном составе забирают. Водителей забирают. Фактически эти специальности немножечко утрачены, вот тот средний блок, золотые грабли общества, на которых все держалось.
— На хренищ тогда непрестижно идти в профессии, специальности, которые точно раз отдаются в профессионально-техническом образовании?
— Невыгодный готов сказать, что непрестижно. На нынешний день процент трудоустройства из наших ПТУ — 95%. Ведь есть в ПТУ не все так плохо. Значительная ПТУ утратило, наверное, свою актуальность в области современности подачи материала и современным учебным технологиям. А за счет госбюджета последние два лета было создано 95 учебно-практических центров угоду кому) подготовки специалистов профтехобразования.
Мы сегодня бог плотно работаем с областями и с городами для передачи ПТУ в местные бюджеты для того того, чтобы они свой местный вопрос сформировали.
Всего передано около 200 заведений профтехобразования. Самая большая затруднение, с которой мы столкнулись, что нет кадастровых номеров сверху землю, нет проектов на здание. Я ахти надеюсь, что до конца года наша сестра все-таки все ПТУ передадим областям, местным советам, затем чтобы там запустить процесс качественной подготовки возьми местном уровне.
— Давайте теперь поговорим о школе. Со школой вкушать очевидная проблема — это недобор педагогических кадров. Объединение состоянию на 2018 год в школах Украины было 15% вакантных мест учителей математики.
— Английского языка пока больше. По математике и физике примерно такая статистика.
Рана немного глубже. На учителя математики и физики идут ребятишки с самым низким баллом ВНО. Сложная профиль, и получается беда нашего общества сегодня. Ты да я сегодня стратегию разработали, думаю, за 2–3 годы выровняем, повысим уровень математической подготовки. Руководитель настоял на том, чтобы разработать и насадить концепцию STEM-образования. То есть точных естественных наук, в основе которых лежит точки соприкосновения развитие общества и всего остального.
— Коварный дилемма о дистанционке. Прошлая карантинная кампания показала невысокое особенность онлайн-уроков, которые готовились под эгидой фонда Сороса «Регенерация». Мы увидели, что есть очевидные математические ошибки, географические. Вкушать попытка идеологизировать учебный процесс. Что с сим делать?
— Весь мир столкнулся с такой проблемой ключевой раз. Никто не понимал, как с нее выходить, поэтому делали с колес. По-старому всего, это доступность и качество. Были ошибки. Однако, наверное, преподаватель на камеру мог оплошать. Важно было, чтобы корректоры вычитали и выпускали уроки больше качественные. Идеологизация образования… Как за мне, оно вне политики. Образование — сие образование. Это возможность получить конкурентные успехи по окончании определенной образовательной программы. До скорой встречи то школа, ПТУ, высшее образование. Конкурентное важность на рынке труда. Это основа только (лишь).
В декабре 2020 года мы запустили платформу «Всеукраинская автошкола онлайн». Я могу абсолютно гарантировать, что чекан стало лучше.
Я абсолютно категорически против перевода чем) образования на онлайн. Более того, хотя (бы) в «красной зоне». Я очень благодарен и премьер-министру, и министру здравоохранения вслед за то, что поддержали Министерство образования в томишко, чтобы не применять дистанционку для 1–4-х классов. Детские садики лишь только очно. И специальные учреждения (интернаты) только очно, оттого-то что там и уход. Образовательный процесс — сие не только получение знаний. Это социализация. Самое основа, что есть. Умение общаться, находить объединенный язык в разных конфликтных ситуациях. Поэтому сроду дистанционное образование не заменит полноформатного. Я ребенку своему говорю, чего дистанционное образование — это возможность расширить специфический кругозор.
— Вы помните эти скандалы с учебником согласно географии для 8-го класса под авторством Маслака? Далее знаменитое судебное решение по иску Андрея Портнова к учебникам точно по истории, где внесены псевдофакты. Почему в Украине не дозволяется поступить так, как делали в других государствах, идеже есть очевидные гражданские противоречия? Например, спустить на тормозах оценку исторических событий в стране за последние 25 планирование и подавать сухую хронологию.
— Сегодня мы целиком изменили порядок отбора учебников. Мы сделали его другим образом. Будут подавать свой голос преподаватели всей страны, кто конкретно таковой курс или предмет читает. После сего, если учебник набирает 40 тыс. голосов, так тогда он идет на комиссию, и наш брат его оцениваем. Без привязки. Это перестань анонимно, никакого автора там не хватит. Как только учебник сам по себя конкурсно в открытой процедуре голосования наберет определенное обилие голосов, тогда он участвует в конкурсе. Пишущий эти строки старались, чтобы все общество, вся Окраина была вовлечена в процесс подготовки учебника.
— Перейдем через духовной пищи к обычной. Питание в школах. Знаю, как будто есть целевая программа, патронирует ее первая госпожа нашей страны. Что вы планируете содеять? Как улучшить?
— Программа идет два годы. В этом году под патронатом первой дама меняются не просто пищеблоки, меняется невыгодный просто набор блюд. Меняется сама принципы безопасности питания, полезности, калорийности, энергетической сокровище пищи. Меняется сама структура даже визуализации пищеблока. Нате это выделены деньги. Есть целевая субсидия, которая как раз позволяет зайти в самую современную столовую с самым современным оборудованием.
— Из-за этим же должен кто-то наблюдать, контролировать. Это специальное подразделение?
— Есть Госпотребслужба. Наворачивать стандарты, прописанные Министерством здоровья. Мы с Виктором Ляшко (экс-осно санврач, сейчас министр здравоохранения. — Ред.) аспидски плотно поработали. Есть наш знаменитый Евгеша Клопотенко, как инициатор разработки этого список, как публичный человек и победитель проекта «МастерШеф». Тута и промоушен, и здоровье, и популяризация все-таки здорового образа жизни. Конспект позитивная и очень хорошая. Сегодня очень многие школы закупают новое приспособления. Показывают красивое меню.
— Вопрос по реформированию средней школы. По слухам о недостатках новой концепции, которая носит обозначение «Новая украинская школа». Меня, как маму, напугала потуги в старших классах ввести интегративные уроки, когда-никогда ликвидируют целый ряд предметов. Нет чистой алгебры, в помине (заводе) нет чистой геометрии, физики, биологии, химии. Сие все объединяется в естественно-точный предмет. Разрешается назвать «Світ і людина». Получается, что старшеклассники спустя время прохождения интегративного предмета на самом деле безграмотный знают глубоко ни биологии, ни физики, ни химии.
— В процессе экспериментов, в которых побольше 140 школ принимало участие, были выявлены проблемы, озвученные теми но преподавателями. Мы слушаем тех, кто в поприще. По старшей профильной школе у нас стандарта до сего часа нет. Введение его запланировано на 2027 година. И типовой образовательной программы тоже нет. А вот избежание того, что вы говорите, дабы от неких интегрированных курсов не взять низкую отдачу, есть профили. Математический вид, профиль естествознания. Мы хотим немного разбалластовать ребенка. Чтобы не от 18 накануне 24 предметов было, а более профильным образом возлюбленный шел и изучал предметы, которые ему нужны.
— Вас говорите о разгрузке ребенка в школе. При этом до концепции мы удлиняем его нахождение в стенах школы предварительно 12 лет.
— Концепция 12-летней школы проста. Я вы приведу небольшой пример. В некоторых землях Германии твоя милость не можешь поступить в магистратуру, если у тебя ни духу общего курса обучения 15 лет. 12 парение школы, 3,5 года бакалавриата и после сего ты идешь в магистратуру. Это для уравнивания нас в позиции признания наших дипломов.
— Вы не кажется, что эта позиция — камуфляж, за которой прячут коварную идею поморить нашу конкурентную способность?
— Когда я шел в собеседование, мне президент сказал: 10 разве 12? Я сказал 10, потому что ми 10 хватило. Но когда потом разбирался, поздно ли наши образовательные аналитики сделали справку, я проработал дело с Национальной академией педнаук, с коллегами, другими министрами стран, ведь понял: это не ширма. Эти 12 парение — возможность нам находиться в мировом обществе.
— Между тем почему не оставить в этих 12 полноценные предметы, а отнюдь не скомпоновать их в интегративные?
— Можно и так. Же запрос есть на профили. Гуманитарный тавр. Есть дети — чистые гуманитарии. Им без- нужна математика в том объеме. Условно самовар даже никогда не будет погружен в STEM-среду. Ему нужно сие давать не так углубленно, более концептуально вверять.
— В 2018 году наша страна впервые участвовала в международном рейтинге PISA. У нас оказался жалистый результат. Мы четвертые с конца. Принимали прикосновенно 79 стран. Хуже нас среднее становление только в Молдове, Грузии и Словакии.
— Для меня сие был некий шок, потому что я всегда славились подготовкой математиков, физиков, химиков и т. д. Получи сегодня мы с моим заместителем Верой Борисовной Кератоидный, которая как раз по средней школе, погружены в в таком случае, чтобы существенно хотя бы за 2–3 возраст подтянуть PISA. И мы подтянем. В части подготовки нас в концепции развития STEM-образования, раскованно-природных наук, природно-математических наук. Автогенез сейчас есть, она на выходе. Я думаю, будто этот барьер мы преодолеем.
— В 2018–2019 годах в регионах закрывали как специализированные школы. С одной стороны, говорите, что такое? мы за узкую специализацию, с другой стороны, автор видим, что с карты Украины исчезают отдельные специализированные учебные заведения.
— Сие не инициатива министерства. Все школы находятся лещадь местными органами власти. И не в компетенции министерства крыть школы. Здесь больше работа с депутатами.
— Инклюзивное фабрикация, когда в классах появляются детки с особенностями. Одно ремесло, когда ребенок с физическими особенностями, но симпатия не мешает учебному процессу. Другое рукоделие, когда он с явными психическими отклонениями, агрессивен и срывает уроки. Почему делать в таких случаях?
— В таких случаях постановление нужно принимать директору школы или классному руководителю, с тем чтобы не страдал от этого весь артистизм. Концепция, которая потом, скажем так, ставит в некомфортное разряд всех остальных участников образовательного процесса, ми кажется неприемлема.
— 44% населения в Украине считают родным языком (русский) солдат. Но у нас из 15 тысяч школ в Украине чем) лишь 571 школа с русским языком обучения. Малолеток, когда попадает в украиноязычную школу, находится в лингвистической немоте. Пожирать возможность отстоять право обучения на родном языке а и бы таким сложным предметам, как математика?
— Да мы с тобой Закон «Об образовании» не изменим. Дьявол больше политический. Я стараюсь обходить вопросы об образовании, связанные с политической ситуацией. Считаю, фигли образование вне политики. Здесь я бы с лишним обратил внимание педагогов, которые работают с такими учениками, затем чтобы они более внимательно и тщательно работали с детьми, которые имеют лингвистическую немоту. Сие можно отследить. Мы орган исполнительной высшие круги. Мы должны придерживаться действующего законодательства.
— Три рекомендации, которые ваша милость посчитаете необходимым сейчас дать родителям?
— Я самопроизвольно не могу давать назидательные советы. Что такое? я делал с ребенком? Я с самого детства говорил с дочерью получи взрослом языке. Не прятался ни через каких тем, старался как можно в большинстве случаев уделять внимание и в учебе, и во внеучебное шанс. Ценил ее мнение и никогда не ломал ее предубеждения. А детьми, ученикам, студентам желаю ставить перед на вывеску максимально амбициозные цели. Преступление — поставить себя цель гораздо меньше своих возможностей. Далеко не преступление — если у тебя что-то приставки не- получилось, если ты чего-то отнюдь не достиг временно.