Цeль стaтьи. Нa дaннoм этaпe рaзвития кoррeкциoннoй рaбoты нaпрaвлeннoй нa испрaвлeниe фoнeтикo-фoнeмaтичeскиx нaрушeний у млaдшиx шкoльникoв нeoбxoдимo дaльнeйшee изучeниe вoпрoсoв, кaсaющиxся кoррeкциoннo-рeчeвoй рaбoты т.к. в сoврeмeннoй мeтoдикe нeдoстaтoчнo чeткo рaзгрaничивaются зaдaчи фoрмирoвaния у дeтeй фoнeтичeскoгo и фoнeмaтичeскoгo слуxa. Слeдуeт тaкжe удeлить знaчитeльнoe внимaниe мeтoдикe рaзвития интoнaциoннoй стoрoны рaзвития дeтскoй рeчи. Мнoгoe eщe трeбуeтся сдeлaть в oблaсти мeтoдики рaзвития рeчи дeтeй внe зaнятий, рaзвития рeчи сo взрoслыми и свeрстникaми. Кaк прaвилo, в пeриoд oбучeния в 1-3 клaссax при oбслeдoвaнии фoнeмaтичeскoгo вoсприятия былo oбнaружeнo, что большинство учащихся не умеет быстро выделять заданные звуки, определять их число и последовательность в слове. Многие испытывают затруднения при необходимости воспроизводить структурно сложные слова и дифференцировать звуки отличающиеся тонкими артикуляционно-акустическими признаками. Несформированность (даже частичная) звуковой стороны речи связана с недоразвитостью фонематического восприятия. В свете сказанного основное содержание первого направления работы состоит в упорядочении представлений детей в области фонетики (включая формирование фонематических представлений).

Степень разработанности. Вопросами коррекции недоразвития речи детей занимались М.Ф. Фомичева "Воспитание у детей правильного произношения" Ф. Ф. Рау " Приемы исправления недостатков произношнния фонем"; Г. А. Каше " Исправление недостатков речи у дошкольников"; Л. Ф. Стерова " Cоотношение между недостатками произношения, чтения, письма"; А. М. Бородич "Методика развития речи детей. Курс лекций". В своей работе "Основы логопедии" авторы Т. Б. Фомичева; А. Н. Чевелева; Т. В. Чиркина постарались раскрыть некоторые проблемы речевой патологии у детей. В задачу авторов входило также показать значимость и эффективность коррекционной работы на ранних возрастных этапах [5;6].

Цель статьи. Рассмотреть направления коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с фонетико-фонематическими нарушениями.

Изложение основного материала. А. В. Ястребова отмечает, что одной из особенностей коррекционного обучения является форма преподнесения учебного материала. Посредством специальных приемов осуществляется коррекция дефектов произношения и формирования фонематического восприятия. При проведении соответствующих упражнений обеспечивается необходимая последовательность в работе над звуками одной фонетической группы и очередность включения в работу звукового звучания разных фонетических групп. Соблюдение определенной последовательности в процессе коррекции недостатков произношения фонем предупреждает появление ошибок, которые, как известно, возникают вследствие недостаточности слуховой дифференциации звуков. С помощью разнообразных упражнений развивается фонематическое восприятие, способность сосредотачиваться на звуковой стороне языка, формируются звуковые обобщения [7;2].

Ф. Ф. Рау говорит о том, что дефекты звукопроизношения у детей могут быть вызваны недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например звонких и глухих согласных, мягких и твердых, свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения надолго задерживается. В то же время недостатки звукопроизношения, особенно в тех случаях, когда они выражаются а замене звуков или в смешении их в словах, могут в свою очередь затруднять формирование фонематического слуха и в дальнейшем служить причиной общего недоразвития речи и нарушений письма и чтения [5].

М.Ф. Фомичева, в свою очередь, подчеркивает, что успешное овладение ребенком фонематической системы языка требует большой работы по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Поэтому у него необходимо развивать фонематический слух, т.е. способность различать и воспроизводить все звуки речи, соотнося их с фонетической системой данного языка. Это значит, что в основе работы по усвоению детьми фонематической системы языка лежат отработка (в определенной последовательности) гласных и согласных звуков и развитие умения дифференцировать звуки по их основным артикуляционным и акустическим признакам. Автор считает, что фонематические дефекты звукопроизношения обусловлены нарушениями фонематического слуха. Для того чтобы проверить его состояние педагог определяет умение ребенка различать на слух следующие группы звуков: свистящие — шипящие (с-ш; з-ш; с’-щ; ц-ч), сонорные(л-р), звонкие — глухие (б-п; д-т; г-к), твердые — мягкие (т-т'; д-д'; н-н’). Одним из наиболее доступных приемов проверки является такой. Педагог просит ребенка повторить за ним в той же последовательности три слога, например:са-ша-са (сы-сы-ши; то-со-то; шу-шу-су). Проговаривая слоги, испытатель закрывает рот экраном(можно листом бумаги), который держит на расстоянии 10-15 сантиметров, чтобы ребенок не мог использовать как подсказку видимые им движения органов артикуляционного аппарата и различал звуки только на слух. Сначала звуки следует произносить медленно, затем постепенно ускорять темп. Можно также использовать и другие приемы: попросить ребенка повторить за взрослым знакомые ему слова, отличающиеся одним звуком, например: кит-кот-ком или сом-сок-сук. Если ребенок допускает ошибки, это необходимо учесть при исправлении звукопроизношения и провести работу направленную на развитие фонематического слуха [6].

Выводы. Развитие фонематического восприятия оказывает влияние на формирование всех сторон языковой системы, таких как фонетика, лексика и грамматика. Благодаря фонематическому восприятию ребенок постепенно понимает, что звуки, по разному звучащие в речевом потоке, произносятся одинаково, учится оценивать соответствие или несоответствие своего произношения образцу, может воспринимать окончания предлоги и т.д.

Но чтобы это стало возможным при формировании устной речи на ранних этапах очень важно учить ребенка сосредотачиваться на неречевых и речевых звуках и сочетаниях звуков, запоминать и различать их т.е. развивать произвольное слуховое внимание. Для формирования слоговой структуры слова и развития речи в целом необходим достаточный объем слухоречевой памяти: ребенок не только должен услышать, но и запомнить определенную последовательность звуков, слогов и слов. Недостаточный объем слухоречевой памяти оказывает в будущем негативное влияние на усвоение письменной речи.

речеслуховой анализатор дефект звукопроизношение

Список использованных источников

1. Волкова Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарешениями речи: учеб. пособие для студентов дефектологических факультетов / Г. А. Волкова С. Петербург.: Сайма, 1993 94с.

. Волкова Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией (методические разработки к проведению коррекционных занятий) / Г. А. Волкова С. Петербург.: Сайма, 1993. ? 96с.

. Косинова Е. М. Развитие произвольного слухового внимания, слухоречевой памяти и фонематического восприятия у дошкольников. / Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. Методический и практический журнал №5. 2009 стр. 41.

. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. 2-е изд., испр. ? М.: Просвещение, 1979. 223 с., ил., 4л.ил

.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Педагогика и психология (дошк.)" / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. М.: Просвещение, 1989 223 с.

.Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 "Дошк. воспитание" М.: Просвещение, 1989. 239 с.

.Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов А. В. Ястребова М.: Просвещение, 1978 103 с.

Нужна качественная работа без плагиата?

Комментарии запрещены.

Навигация по записям