E. A. Кувaлдинa
oбрaзoвaтeльный мeтoдичeский рукoвoдитeль учaщийся
Нeoбxoдимoсть пoискa нoвыx пoдxoдoв к нaучнo-мeтoдичeскoму oбeспeчeнию дeятeльнoсти клaсснoгo рукoвoдитeля oбуслoвлeнa измeнeниeм eгo стaтусa и сoврeмeнными трeбoвaниями. Aктуaльнoй в связи с ввeдeниeм нoвыx oбрaзoвaтeльныx стaндaртoв стaнoвится рaзрaбoткa прoгрaмм вoспитaния и сoциaлизaции учaщиxся. В этoм кoнтeкстe прoдуктивны исслeдoвaния
В.С. Сeмeнoвa, кoтoрый выдeляeт oснoвныe тeндeнции рaзвития учaщиxся: движeниe чeлoвeкa к сaмoрeaлизaции кaк личнoсти; приoритeт дуxoвнoгo в рaзвитии чeлoвeкa; приoритeт сoциaльнoсти в структурe личнoсти и сoциaльнo спрaвeдливыx oтнoшeний мeжду людьми; всeстoрoннee рaзвитиe чeлoвeкa вo всeм бoгaтствe eгo спoсoбнoстeй; рaзвитиe свoбoднoгo чeлoвeкa [1].
В сoврeмeнныx услoвияx oснoвoй oбрaзoвaтeльнoгo прoцeссa являeтся принцип гумaнизaции. Пeрeдoвую вoспитaтeльную прaктику шкoлы всeгдa связывaют с гумaнистичeскoй пeдaгoгикoй, в цeнтрe внимaния кoтoрoй цeлoстнaя уникaльнaя личнoсть вoспитaнникa, стрeмящaяся к мaксимaльнoй рeaлизaции свoиx вoзмoжнoстeй. Нa рeaлизaцию дaннoгo принципa нaпрaвлeны ФГOС втoрoгo пoкoлeния, гдe укaзaнo, чтo oбрaзoвaтeльный прoцeсс в систeмe oбщeгo oбрaзoвaния дoлжeн быть нaпрaвлeн нa фoрмирoвaниe у учaщиxся бaзoвыx кoмпeтeнций сoврeмeннoгo чeлoвeкa: инфoрмaциoннoй, кoммуникaциoннoй, кoмпeтeнции в сaмoрeaлизaции, сaмooбрaзoвaния. Oбeспeчeниe рeaлизaции кoмпeтeн- тнoстнoгo пoдxoдa в сoврeмeннoм oбрaзoвaтeльнoм учрeждeнии нaпрaвлeнo нa рaзвитиe сaмo- aктуaлизирующeйся и сaмoрeaлизующeйся личнoсти шкoльникa, сoздaниe услoвий для сaмooпрeдeлeния учaщиxся в жизни и будущeй прoфeссиoнaльнoй дeятeльнoсти. Тaкжe бoльшoe знaчeниe приoбрeтaeт рaзвитиe тoлeрaнтнoсти учaщиxся, aдaптивныx и твoрчeскиx спoсoбнoстeй к жизни в динaмичнo мeняющeмся, мнoгoнaциoнaльнoм и мнoгoкoнфeссиoнaльнoм oбщeствe, гoтoвнoсть учaщиxся к нeпрeрывнoму oбрaзoвaнию и сaмooбрaзoвaнию.
В сoврeмeннoй шкoлe прoфeссиoнaльнaя миссия пeдaгoгa, нa кoтoрoгo вoзлaгaeтся функция клaсснoгo рукoвoдитeля, — пeдaгoгичeскoe сoпрoвoждeниe прoцeссa индивидуaльнoгo стaнoвлeния и рaзвития личнoсти шкoльникa [2]. Цeль дeятeльнoсти учитeля и клaсснoгo рукoвoдитeля — «рaзбудить, вызвaть к жизни» внутрeнниe силы вoспитaнникoв и испoльзoвaть иx для бoлee пoлнoгo и свoбoднoгo рaзвития личнoсти. Эти цeлeвыe oриeнтaции рeaлизуются, eсли пeдaгoг, клaссный рукoвoдитeль сoздaeт услoвия для твoрчeствa и сaмoрaзвития личнoсти, прeдoстaвляeт вoспитaннику прaвo нa свoбoдный выбoр, прaвo нa oшибку, нa сoбствeнную тoчку зрeния. В услoвияx сoврeмeннoй шкoлы, oргaнизуя вoспитaтeльную дeятeльнoсть, «пeдaгoг нe зaпрeщaeт, a нaпрaвляeт дeйствия шкoльникoв, нe принуждaeт, a убeждaeт, нe кoмaндуeт, a пoмoгaeт им oргaнизoвaть сoбствeнную дeятeльнoсть, сoупрaвляeт eю» [3].
Нaучнo-мeтoдичeскoe oбeспeчeниe пeдaгoгичeскoй дeятeльнoсти прeдпoлaгaeт oпрeдeлeниe нaучныx oснoв, выявлeниe нaибoлee рaциoнaльныx мeтoдoв oбучeния и вoспитaния, повышение уровня общепедагогической и методической подготовки педагога, изучение актуального педагогического опыта.
Однако, как показывают результаты изучения нами деятельности классных руководителей образовательных учреждений (исследование проводилось в шести образовательных учреждениях г. Кирова), современная школьная практика не в полной мере обеспечивает реализацию целей ФГОС второго поколения. В исследовании участвовали педагоги, которые являются классными руководителями школьников с 5-го по 8-й класс — 36%, с 9-го по 11-й класс — 64%, имеющие стаж работы до 10 лет — 18,5% и больше 10 лет — 81,5%. В целом можно сделать вывод о том, что в исследовании участвовали педагоги, длительное время проработавшие в школе и имеющие большой опыт работы. Несмотря на социальные, материальные и нравственные проблемы, с которыми сталкиваются педагогические работники, большинство из них (54%) в отношении своей профессиональной деятельности считают, что работа им «нравится»,45% — «очень любят свою работу», и только 1,6% педагогов считают, что работа учителя им совсем не нравится.
Полученные данные свидетельствуют о том, что 83% классных руководителей практически не придерживаются системы в воспитательной работе. Большинство обращает внимание лишь на организационную часть деятельности: посещают уроки в своем классе и контролируют успеваемость и посещаемость — 12%, организуют учеников своего класса для участия в предметных неделях — 15%, организуют сотрудничество с учителями, работающими в их классах — 73%.
При ответе на вопрос «Какие формы и методы Вы используете для организации воспитательной работы в классе?» около 83% классных руководителей ответили: организуют экскурсии со школьниками по литературным и историческим местам г. Кирова и по России (23%), по учебным заведениям (5%), в библиотеку (11%), в пожарную часть (5%), по музеям г. Кирова и Кировской области (41%). 35% классных руководителей проводят разнообразные беседы, 16% — интеллектуальные игры и викторины.
Анализируя деятельность классных руководителей по организации воспитательной работы в классе, мы выявили, что около 5% отслеживают, чтобы все дети были записаны в кружки и секции, 15% проводят тематические классные часы, КВН и встречи с известными людьми, около 3% классных руководителей ведут в своих классах предметные кружки и клубы, например «Мир информатики».
Выясняя, что классные руководители считают результатом своей работы, выявили следующее: 29% отмечают у учеников расширение кругозора и повышение эрудиции, 5% наблюдают проявление активности при участии во всех школьных делах, 11% замечают «любознательность детей и желание вступать в контакт с интересными людьми», 10% за результат принимают «100% успеваемость школьников и ответственное отношение к учебе», 11% классных руководителей результатом своей деятельности называют профориентацию школьников, отмечая, что «ученики до окончания школы знают, какие знания им потребуются в их профессиональной деятельности». Но 23% классных руководителей не задумывались о том, что является результатом их работы.
Таким образом, обобщая результаты исследования, можно говорить о том, что необходимо формировать актуальное системное научно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя, которое включало бы и теоретические, и методические аспекты.
В качестве научного обеспечения выступает система принципов воспитательной работы, соответствующая закономерностям развития современного образовательного процесса. Деятельность классного руководителя должна опираться на принципы, ориентированные на личность ученика, — это, в частности, принципы деятельности, гуманистической ориентации воспитания, свободы выбора, обратной связи.
Опора на принцип деятельности определяет такую организацию, при которой ученик становится её субъектом, т. е. деятельность становится для него личностно значимой, он активно участвует в достижении её результатов. Причём деятельность не просто мероприятие, а деятельность созидающая, так как в ней создаётся и раскрывается личность, творческая, так как в ней ведется поиск способов, средств решения важных практических и воспитательных задач; коллективная, так как она планируется, обсуждается, готовится и совершается учениками и классным руководителем совместно. Деятельность по интересам для детей предоставляет возможность самоутверждения, саморазвития, вхождения в мир, в общественные отношения через социально полезные формы самоутверждения. Особое значение это имеет для подросткового возраста.
Принцип гуманистической ориентации воспитания предполагает безусловное принятие ребёнка, любовь и уважение к нему, уважение его прав и свобод, в том числе — права на ошибку; веру в ребёнка, терпимость к его недостаткам, безусловный отказ от морального и физического насилия по отношению к нему. Этот принцип требует добровольности включения ребёнка в деятельность, наличия у него цели — доступной и осознанной; доверия ребёнку в выборе средств и способов достижения поставленной цели, веры в возможности каждого ребёнка и его собственной веры в возможность достижения поставленных задач. Такой подход обращает педагога к личности ребёнка, его внутреннему миру, к его способностям и возможностям.
Принцип свободы выбора предполагает «в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием — право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!» [4] Создание ситуаций выбора — одна из особенностей организации воспитательного процесса в современной школе. Задача школы сегодня — предоставить возможность воспитаннику выбирать дело по душе, на основе своего желания, интересов и способностей, меру участия и область деятельности во внеклассной работе, характер и способы равноправного взаимодействия с окружающими. Чем больше и разнообразнее выбор, тем лучше он способствует развитию индивидуальности ребёнка, формированию в нем человека, способного к социальному творчеству.
Принцип обратной связи предполагает корректирование педагогического процесса на основании системы приемов обратной связи [5]. Педагогу с помощью разнообразных способов и методов необходимо отслеживать настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания и т. п. для того, чтобы вовремя и умело корректировать свое поведение и взаимоотношения в коллективе. Для осуществления обратной связи классный руководитель побуждает подростков к анализу выполняемой деятельности, стараясь избегать сравнений учащихся между собой и обеспечивать возможность проявиться всем, поощряя естественность, стремление к самостоятельности, независимым суждениям. Суть рефлексии — в приучении учащихся к самоконтролю, самооценке и саморегулировании, в формировании привычки к осмыслению жизни.
Обозначенные принципы позволяют классному руководителю активно вовлекать школьников в управление своим коллективом, организовать совместную деятельность, дают возможность каждому школьнику проявить себя, ощутить свою значимость в коллективе, найти возможности своего участия в жизни класса.
Исходя из рассмотренных выше принципов, следует обозначить методическое обеспечение деятельности классного руководителя, включающее методы и формы воспитательной работы и реализуемое посредством функций деятельности классного руководителя:
-аналитическая функция предполагает изучение индивидуальных особенностей, интересов и склонностей школьников, изучение и анализ взаимоотношений в группах школьников, изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива, изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на развитие учащихся класса;
-развивающая функция подразумевает создание развивающей среды, адекватной природе ребёнка, обеспечивающей физическое и психическое развитие его задатков и способностей в процессе разнообразной деятельности; развитие индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность; развивающая функция воспитательной работы заключается также в выявлении и развитии способностей и интересов ребёнка;
-образовательная функция реализуется через интенсификацию образования — качественное углубление образования в определённой сфере знания (сверх тех знаний, которые ученик получает на уроке), экстенсификацию образования — количественное расширение образования (освоение образовательных областей, не предусмотренных школьной программой); допрофесси- ональную подготовку — освоение основ какой-либо профессии;
-координационная — определяет согласование всех влияний, установление взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса: учителями, работающими в классе, психологами, родителями, руководителями кружков и секций;
-компенсаторная — способствует осуществлению желания ребёнка решить личные проблемы, реализовать потребность в самоутверждении и самоуважении, компенсировать жизненные проблемы;
-досуговая — реализуется через удовлетворение потребности учащихся в содержательном и развивающем отдыхе, возможности отдохнуть, сменить вид деятельности, уйти от жёсткой регламентации в семье и школе.
В современной школе классному руководителю необходимо ориентироваться на приоритет некоторых методов работы с современными школьниками. К ним относятся дискуссионные; игровые, состязательные, творческие; психологические, тренинговые; консультативные методы воспитательной работы.
Дискуссионные методы (к ним можно отнести дискуссию, дебаты, проблемную беседу, круглый стол и другие диалоговые методы) наиболее актуальны для современной школы, потому что позволяют повысить интенсивность и эффективность воспитательного процесса за счет активного включения школьников в коллективный поиск истины, формировать у них рациональное, критическое мышление, при котором «ученики смогут воспринимать как само собой разумеющееся то, что люди расходятся в мнениях и убеждениях, и относиться к этому обстоятельству не как к досадной человеческой слабости, а как возможности для познания» [6]. Цели проведения дискуссионных методов могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, изменение установок, стимулирование творчества и др. Дискуссионные методы не часто используются в работе классного руководителя, потому что обсуждение различных проблемных вопросов требует от него знаний, опыта и специальных методических умений. В нашем опыте мы активно используем дискуссионные методы, организуя дискуссии на такие темы, как «Актуален ли брак в XXI веке?», «Социальные сети: уход от реальности или возможность общаться?», «Деньги: плохой хозяин или хороший слуга?» и др. При использовании дискуссионных методов наиболее важным для школьников является не только получение и осмысление информации, а в значительной степени самостоятельное размышление и выбор собственной точки зрения по дискутируемым проблемным вопросам. Педагогу важно помнить, что главным действующим лицом в дискуссионных методах является ученик, а учитель выступает в роли консультанта или руководителя дискуссии, более компетентного, но равноправного участника. Для педагога очень важно акцентировать значимость процесса дискуссии, избегать оценочных суждений и не придавать слишком большого значения итоговым выводам.
Игровые, состязательные, творческие методы относятся к косвенным методам воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. В игре воспитание переходит в самовоспитание. Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его функции как ученика. Игровые методы включения школьника в деятельность и общение предполагают именно личностный подход. Игра — не только развлечение, а особый метод вовлечения школьников в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. В игре ребенок проигрывает, «примеривает» еще не использованные, не выбранные возможности. Именно это и делает игру активным средством социализации ребенка, предоставляя ему право пробы и выбора своих сил, возможностей, интересов. Задачи педагога в процессе организации игровой деятельности можно охарактеризовать так: обеспечение доброжелательной атмосферы общения; «заражение» интересом, азартом, интригой; отказ от категорических оценок; поддержка оригинальных идей; поддержка индивидуального, нестандартного стиля самовыражения. Один из творческих методов, пришедших в школьную практику с телевидения — шоу-технологии. Различные шоу-мероприятия требуют соответствующих умений и согласованной подготовки организаторов, участников и зрителей. Можно воспользоваться опытом известных шоу-технологий, имеющих педагогический смысл, таких, как «Умники и умницы», «Минута славы», КВН и т. п., или реализовать собственные замыслы. Подготовка и проведение шоу-мероприятий имеют некоторые общие черты, они могут включать подготовку участников конкурсов, разработку или подбор конкурсных заданий, оформление помещения, «сцены», музыкальное сопровождение, работу со зрителями, ведение шоу, работу жюри, танцевальную и музыкальную программу.
Психологические, тренинговые методы используются в современной школе преимущественно в работе психологической службы. Но возможностей психолога не всегда достаточно для работы со всеми учащимися, и классные руководители осваивают эти формы и методы коллективной работы. Позитивное в этом — использование психологических методов в создании условий для самораскрытия учеников, самостоятельного поиска ими способов решения проблем. Проведение тренингов по развитию творческого мышления, познавательных интересов, уверенности в себе позволяет участникам получить своеобразный социальный опыт и определенные способы поведения. Подлинно коммуникативная обстановка требует умения создавать благоприятный психологический климат, ситуацию успеха: подбадривать детей, находить доброе слово для каждого ученика, тактично исправлять и помогать. Такие занятия дают возможность педагогу понять школьника, осознать, что в воспитании учащихся важно меньше заниматься разъяснением, уговариванием, чтением нотаций, проведением бесед, а больше — организацией деятельности, в которой формировались бы нужные личностные качества и опыт, усваивались соответствующие привычки и навыки, чувства и переживания, способствующие гармонизации внутренней сферы личности субъекта и адекватности его представления о своем Я [7]. В тренинге объединяется профессиональная воспитательная деятельность и процесс самовоспитания, так как в группе подросток может увидеть себя другими глазами, скорректировать свое поведение, создать программу собственного личностного развития.
Консультативные методы используют как методы педагогической поддержки. Личностная педагогическая поддержка состоит в совместном с учеником определении его целей, интересов, возможностей и путей преодоления препятствий в самоорганизации им собственной жизни. При этом педагог должен увидеть проблему с точки зрения ребенка, зафиксировать в его сознании те способы и аргументы, через которые он успешно её решает, помочь увидеть результаты. Суть поддержки состоит в том, чтобы стимулировать подростка к преодолению препятствий, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные интересы и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Проблема должна обозначаться и в целом решаться самим ребенком при опосредованном участии взрослого, таким образом ребенок становится субъектом своей жизнедеятельности.
В разнообразных формах внеклассной и вне- учебной работы классный руководитель, родители, учителя должны быть не только организаторами, но и участниками, работающими в сотрудничестве и сотворчестве с детьми. Выбирать формы деятельности следует, исходя из следующих условий:
-многообразие используемых форм;
-познавательный характер деятельности (в процессе её учащиеся должны приобретать новые знания, расширять свой кругозор);
-эмоциональная окрашенность, формирующая положительное отношение к процессу интеллектуального труда, к учению, к людям науки, к учителям, организация бесконфликтного общения;
-индивидуальный подход (необходимо помочь подобрать такие формы работы, которые учащиеся будут выполнять с интересом);
-интеграция знаний по различным предметам, с целью учета разнообразных интересов как можно большего числа детей.
В новых социальных условиях организация совместных творческих дел в школе осложняется разнообразными проблемами. Во-первых, сегодня в классе есть определенная группа школьников, чьи интересы находятся далеко за пределами учебной деятельности. Имеется и определенная часть воспитанников, потребности и интересы которых «размыты», они хотели бы заняться интересными и полезными для себя делами, но не могут самостоятельно в них определиться. Во-вторых, сегодня мы наблюдаем, резкое расхождение между тем содержанием, на котором готов работать классный руководитель, и теми проблемами, которые волнуют учащихся. Возможность для педагога влиять на этот процесс и стимулировать его происходит только через диалог. Диалог — наиболее благоприятная форма утверждения отношений сотрудничества педагога и школьников. Это обмен не только информацией, но и инструмент педагогической поддержки, обмен смыслами, отношениями, переживаниями. Через диалог классный руководитель реализует всю систему педагогических стимулов влияния на учащихся.
Важнейшая черта современного образования — его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только адаптироваться, но и активно действовать в ситуациях социальных перемен. Научно-методическое обеспечение деятельности классного руководителя должно определять актуальные подходы в организации воспитательной работы в соответствии с требованиями новых ФГОС и условиями современной школы. При этом главная задача деятельности классного руководителя заключается в стимулировании внутренней активности учеников, нахождении способов для индивидуального включения воспитанников в деятельность, увлечении их интересной перспективой, организации интересной деятельности по собственному выбору школьников.
Примечания
1.Семенов В. С. О перспективах человека в XXI столетии // Вопросы философии. 2005. № 9. С. 27.
2.Щуркова Н. Е. Профессинальное мастерство классного руководителя. М.: Айрис-пресс, 2007. 160 с.; Ксензова Г. Ю. Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности классного руководителя и учителя. М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. 224 с.
3.Ксензова Г. Ю. Указ. соч. С. 146.
4.Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. М.: Ви- та-Пресс, 1999. С. 8.
5.Там же. С. 9.
6.Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. С. 46.
7.Оганесян Н. Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М.: Изд-во «Ось — 89», 2002. С. 10.