В рeшeнии прoблeмы oргaнизaции студeнтaми сaмooбрaзoвaтeльнoй дeятeльнoсти шкoльникoв вaжнo цeлoстнo изучить личнoсть студeнтa, рaссмoтрeть eгo сo всex стoрoн и вo всex прoявлeнияx; стимулирoвaть студeнтa нa систeмaтичeский пoиск путeй сoвeршeнствoвaния мeтoдoв сaмooбрaзoвaния; убeдить студeнтoв в тoм, чтo oбрeтeниe жизнeннo вaжныx знaний и спoсoбoв иx изучeния являeтся смыслoм пeдaгoгичeскoй прoфeссии и пoслужит oснoвaниeм для oбучeния шкoльникoв сaмooбрaзoвaтeльнoй дeятeльнoсти. Рeшeниe сфoрмулирoвaнныx зaдaч мы связывaeм с oргaнизaциeй экспeримeнтaльнoгo oбучeния студeнтoв.

Вaжнoй стoрoнoй пoдгoтoвки сту-дeнтoв к oбучeнию шкoльникoв сaмooбрaзoвaтeльнoй дeятeльнoсти выступaeт oсoзнaниe ими цeли oбучeния шкoльникoв сaмooбрaзoвaтeльнoй дeятeльнoсти. В oбучeнии студeнтoв пoстaнoвкe цeли oбучeния шкoльникoв сaмooбрaзoвaтeльнoй дeятeльнoсти мы исxoдили из имeющиxся в нaукe пoлoжeний o трeбoвaнияx к ee фoрмулирoвaнию. Д.В. Чeрнилeвский [1, с. 68-69] укaзывaeт, чтo цeли oбучeния дoлжны сooтвeтствoвaть трeбoвaниям жизнeннoй нeoбxoдимoсти (oни дoлжны быть oсoзнaны личнoстью); oни дoлжны быть рeaльнo дoстижимы (сooтвeтствoвaть пoтрeбнoстям личнoсти и ee вoзмoжнoстям); oни дoлжны тoчнo oпрeдeлять пoдбoр мeтoдoв, фoрм и срeдств oбучeния; oни дoлжны тoчнo укaзывaть круг знaний, умeний и нaвыкoв, кoтoрыe слeдуeт усвoить; oни дoлжны спoсoбствoвaть систeмaтизaции знaний. Исxoдя из скaзaннoгo, пoдгoтoвкa будущиx учитeлeй к фoрмулирoвaнию цeли oбучeния шкoльникoв сaмooбрaзoвaтeльнoй дeятeльнoсти мoжнo рaссмaтривaть кaк прoцeсс пeдaгoгичeскoй систeмaтичeскoй рaбoты пo фoрмирoвaнию гoтoвнoсти студeнтoв к рeaлизaции вaжнeйшиx для сoврeмeннoй шкoлы пeдaгoгичeскиx функций рукoвoдствa и пoддeржки учaщиxся.

Прeдстaвляeтся вaжным рaссмoтрeть систeму мeтoдoв, испoльзoвaнную нaми при пoдгoтoвкe студeнтoв к oбучeнию шкoльникoв сaмooбрaзoвaтeльнoй дeятeльнoсти. В экспeримeнтaльнoм oбучeнии знaчитeльнo усилeнa рoль aктивныx мeтoдoв (дидaктичeскиe и дeлoвыe игры, учeбныe дискуссии и эвристичeскиe бeсeды, сeминaры- исслeдoвaния, учeбныe кoнфeрeнции, стeндoвыe дoклaды, aнaлитичeскoe кoммeнтирoвaниe книг и стaтeй), нaпрaвлeнныx нa пoдгoтoвку студeнтoв к oбучeнию шкoльникoв сaмooбрaзoвaтeльнoй дeятeльнoсти. Oни стимулирoвaли пoзнaвaтeльную дeятeльнoсть студeнтoв: фoрмирoвaли мoтивaцию приoбрeтeния знaний o прoцeссe oбучeния шкoльникoв сaмooбрaзoвaтeльнoй дeятeльнoсти, спoсoбствoвaли эффeктивнoму усвoeнию знaний, умeний, нaвыкoв oбучeния шкoльникoв сaмooбрaзoвaтeльнoй дeятeльнoсти и рaзвитию умeний упрaвлeния прoцeссoм oбучeния шкoльникoв.

Сoвeршeннo oсoбую рoль игрaл мeтoд твoрчeскoгo прoeктирoвaния. Студeнты прoeктирoвaли прoцeсс oбучeния шкoльникoв сaмooбрaзoвaтeльнoй дeятeльнoсти. Этo были группoвыe проекты, раскрывающие специфику процесса обучения каждой отдельно взятой возрастной группы школьников. Этот вид деятельности имел чрезвычайно важное значение в приобретении знаний управления познавательной деятельностью школьников.

Определенные изменения были внесены в ходе экспериментального обучения в организационные формы. На лекционных занятиях использовались индивидуальные задания по обучению студентов самообразовательной деятельности. Один из студентов должен был провести мини-урок по обучению студентов самообразовательной деятельности на примере выбранного раздела плана лекции. В обучении студентов используются такие инновационные формы, как проблемная лекция, ориентировочная лекция с использованием раздаточного материала.

На семинаре имели место заранее подготовленные сообщения, доклады, обсуждения и дискуссии. Кроме того, на каждом семинаре обсуждались вопросы организации самообразовательной деятельности студентов, повышения ее эффективности и одновременно вопросы обучения школьников этому виду деятельности.

На лекционных и семинарских занятиях широко использовались компьютерные технологии, мультимедийные средства, компьютерные программы, лазерные диски, сети Интернет, телекоммуникации. В задачу студентов входило не только при подготовке к занятиям использовать эти средства, но и показать, какими средствами они будут обучать школьников использовать эти технологии.

Значимой формой организации обучения в вузе являются консультации для студентов. Следует отметить, что консультация обладает огромным потенциалом в формировании у студентов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности. На консультации студенты получали пояснения по вопросам, которые вызвали у них затруднения в учебном материале и одновременно раскрывали приемы самообразовательной деятельности, которые они использовали при подготовке данной темы. Здесь же преподаватель предлагал студенту составить план обучения школьников самообразовательной деятельности, основываясь на данном учебном материале.

Таким образом, в ходе экспериментального обучения студентов значительно была усилена подготовка студентов к обучению школьников самообразовательной деятельности.

По окончании экспериментального обучения мы провели диагностику представлений студентов о сущности процесса обучения школьников самообразовательной деятельности. Были исследованы две группы студентов: группа студентов, участвовавшая в экспериментальном обучении (экспериментальная) и группа студентов, не задействованная в экспериментальном обучении (контрольная). В понятие «представление» мы включили: осознание студентами сущности процесса обучения; осознание особенностей процесса обучения самообразовательной деятельности; осознание значимости для школьников владения этим видом деятельности; потребность овладеть умениями обучения школьников этому виду деятельности.

В экспериментальной группе диагностика проводилась до и после экспериментального обучения. В контрольной группе экспериментальное обучение не имело места. Мы диагностировали студентов этой группы до начала изучения основных курсов (педагогика, психология, методики преподавания) и по завершении изучения данных дисциплин.

При анализе представлений студентов о сущности процесса обучения школьников самообразовательной деятельности мы определили три уровня: высокий, средний и низкий.

К высокому уровню мы отнесли тех студентов, которые осознанно отнеслись к процессу обучения школьников самообразовательной деятельности: понимают необходимость обучения школьников самообразовательной деятельности; осознают, что им необходимо владеть умениями обучения школьников этому виду деятельности; понимают, что для современного школьника владение самообразовательной деятельностью является жизненной потребностью; воспринимают как ценность владения школьниками умениями самообразовательной деятельности; испытывают интерес и потребность в овладении умениями обучать школьников этому виду деятельности.

К среднему уровню сформированно- сти у студентов представлений о сущности процесса обучения школьников самообразовательной деятельности мы отнесли тех студентов, у которых: проявлялось осознание значимости и сущности процесса обучения в целом, но они затруднялись в анализе особенностей процесса обучения самообразовательной деятельности. Они осознают значимость для школьников владения этим видом деятельности, но не проявляют высокой потребности в овладении умениями обучения школьников этому виду деятельности.

К низкому уровню представлений о сущности процесса обучения школьников самообразовательной деятельности мы отнесли студентов, не имеющих четких представлений о сущности процесса обучения, а отсюда, не способных увидеть особенности процесса обучения самообразовательной деятельности. Они осознают значимость для школьников владеть умением самообразовательной деятельности, но не испытывают ни интереса, ни потребности в обучении школьников этому виду деятельности.

Основным инструментарием педагогической диагностики выступали такие методы, как анализ выполненных студентами заданий, анкетирование, контрольные срезы знаний о сущности процесса обучения школьников самообразовательной деятельности.Таблица №1.

Уровни сформированности готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности у студентов экспериментальной группы до и после обучающего эксперимента (98 человек)

Период проведения/ уровни личностных качествВысокийСреднийНизкийДо обучающего эксперимента10,8%19%70,2%После обучающего эксперимента23,4%34,4 %42,2%

Из материалов таблицы видно, что в экспериментальной группе имеет место положительная динамика: хотя и не высокий процент повышения высокого и среднего уровней, но все же он имеет место.

Таблица №2.

Уровни сформированности представлений о сущности процесса обучения школьников самообразовательной деятельности у студентов контрольной группы до начала изучения основных курсов (педагогика, психология, методики преподавания) по завершении изучения данных дисциплин (102 человека)

Период проведения/ уровни личностных качествВысокийСреднийНизкийДо обучающего эксперимента12,8%20%67,2%После обучающего эксперимента13,4%24,4 %62,2%

Результаты, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что студенты, которые не принимали участия в экспериментальном обучении, показали более низкие результаты по сравнению со студентами экспериментальной группы. У студентов контрольной группы показатели значительно ниже как до изучения цикла психолого — педагогических и методических дисциплин, так и после изучения этих дисциплин.

Таким образом, усложнение содержания обучения и методики организации учебного процесса выступали серьезными факторами формирования у студентов представлений, а значит, и готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности.

Следующим направлением подготовки студентов к обучению школьников самообразовательной деятельности явилось их участие в работе курса по выбору «Актуальные проблемы самообразовательной деятельности школьников».

Изучениепсихолого-педагогических основ формирования у студентов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности учащихся было направлено на формирование у будущих учителей научно обоснованных представлений о закономерностях протекания мыслительной деятельности школьников, возрастных возможностях самоуправления и самоорганизации в самообразовательной деятельности.

Содержание курса по выбору для экспериментальной группы было определено в соответствии с полученными на констатирующем этапе исследования результатами, свидетельствовавшими о том, что содержание вузовского обучения в целом имеет незначительное воздействие на формирование готовности студентов к обучению школьников самообразовательной деятельности.

В работе данного курса по выбору принимала участие экспериментальная группа студентов в количестве 98 человек.

Ниже мы приводим программу курса по выбору «Актуальные проблемы самообразовательной деятельности школьников».

Таблица 3.

Программа курса по выбору «Актуальные проблемы самообразовательной деятельности школьников»

Наименование разделов и темЛекцииСеминарские и практические занятияКонсуль тацииСРСВводное занятие1Раздел I. Актуальные психологопедагогические проблемы самообразовательной деятельности школьниковТема 1. Сущность самообразовательной деятельности и роль в развитии личности школьника426Тема 2. Психолого-педагогические основы формирования самообразовательной деятельности школьников326Раздел II. Методика формирования самообразовательной деятельности школьниковТема 1. Дидактические основы управления самообразовательной деятельностью школьников2121Тема 2. Методы и формы обучения школьников самообразовательной деятельности4224Тема 3. Педагогическая диагностика уровня самообразовательной деятельности школьников213ВСЕгО:168420ВСЕгО: 48 чассамообразовательный студент профессиональный компетенция

Курс по выбору строился с учетом требований целостности, постепенного вхождения студентов в проблему обучения школьников самообразовательной деятельности, усвоения студентами научно-теоретических, а затем методических основ формирования самообразовательной деятельности школьников. Студенты знакомились с содержанием понятий «самообразовательная деятельность», «мониторинг сформирован- ности самообразовательной деятельности», «психолого-педагогические условия эффективности обучения самообразовательной деятельности».

Студенты знакомились с приемами организации активной мыслительной деятельности школьников, приобретали умения обучать школьников анализировать учебный материал, интерпретировать его, находить главное и второстепенное в прочитанном материале. Формирование самообразовательной деятельности как важнейшей характеристики интеллектуального потенциала личности связано со способностью целостного восприятия и оценки знаний, умений выделять понятийную структуру и логику материала в соответствии с поставленными целями и задачами.

Организация педагогической системы формирования у студентов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности была направлена на приобретение студентами научно обоснованных представлений об управлении самообразовательной деятельностью школьников.

Основными формами работы курса по выбору явились: лекции, семинарские и практические занятия, выполнение исследовательских заданий.

Основное место в работе курса по выбору отводилось методу проблемногообучения студентов. Проблема, как субъективно новая учебно-познавательная задача, не только воспроизводит диалектическое противоречие в изучаемой области действительности, но и отражает противоречия в процессе познания объекта субъектом.

Проблемная ситуация — центральное понятие проблемного обучения — представляет собой характеристику состояния познавательной деятельности субъекта учения. Процесс учения проходил в системе: переход от одной проблемной ситуации к другой, охватывая различные стороны содержания учебного материала. Проблемные ситуации по-разному задавались преподавателем — в виде проблемных вопросов, проблемных задач, характеристики проблемных областей изучаемой дисциплины. Все они требовали высокого уровня интеллектуального развития студентов и воспринимались ими как важная система приобретения знаний, что находило познавательное воплощение в активности студентов.

Поскольку данный курс по выбору был направлен на подготовку студентов к обучению школьников самообразовательной деятельности то, помимо усвоения теоретического материала, изучения основных положений о самообразовательной деятельности школьников, студенты овладевали организационно-методическими знаниями и умениями по формированию у школьников умений самообразовательной деятельности. В содержание курса по выбору было включено ознакомление студентов с наиболее эффективными методическими приемами проблемного и развивающего обучения, направленными на развитие познавательной активности и самостоятельности школьников, умений педагогической диагностики данного качества у учащихся.

Творческий потенциал учебной деятельности студентов во время практических занятий развертывался в ходе самостоятельной разработки заданий, направленных на стимуляцию самообразовательной деятельности школьников. С этой целью проводился анализ содержания раздела программы «Методика формирования у школьников умений самообразовательной деятельности», анализировались планы для разных классов и разных направлений подготовки, студенты выявляли направленность той или иной темы и раздела программы для постановки целей формирования самообразовательной деятельности школьников. Рассматривались возможности постановки задач самостоятельного познавательного поиска, познавательной активности школьников.

На семинарских и практических занятиях студенты заслушивали рефераты и сообщения, проводили аннотирование и критический анализ научной и методической литературы по проблемам самообразовательной деятельности школьников, обсуждение актуальных проблем методики преподавания. Кроме того, студенты выполняли задания по изготовлению дидактического материала для обучения школьников самообразовательной деятельности. Ими могли быть, по выбору студентов, модели, наглядные технологические карты и др.

В качестве учебных заданий студенты разрабатывали творческие проекты по обучению школьников самообразовательной деятельности. Творческий проект как инновационный метод обучения требует от студентов высокого уровня интеллектуальных умений, владения умениями самообразовательной деятельности. Студенты должны в ходе разработки творческих проектов продемонстрировать эти умения.

В качестве важного экспериментального приема активизации учебной деятельности студентов выступали учебные микротренинги, в рамках которых студенты самостоятельно разрабатывали задания по обучению школьников самообразовательной деятельности. Затем студенты демонстрировали часть «урока» с элементами обучения школьников самообразовательной деятельности. Учебные микротренинги выступали в функции деловой игры-тренинга, служа в то же время целям педагогической диагностики типичных ошибок и основных достижений студентов, становления уровней их готовности к формированию самообразовательной деятельности школьников. Проведение учебного микротренинга требовало от студентов отбора содержания учебного материала и способа его изложения, формулирования цели и задач перед учениками по осуществлению самообразовательной деятельности, выбора эффективных приемов и форм передачи учебного материала. Микротренинги снимали напряжение и воспринимались студентами с большим интересом. В рамках данной организационной формы студенты выполняли функции учителя во всей их полноте, хотя и в рамках учебной микроситуации. Формирование самообразовательной деятельности школьников выступало в качестве одной из важных педагогических задач, в процессе решения которой они приобретали знания и умения управления познавательной деятельностью школьников.

Важным средством, способствовавшим формированию у студентов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности, следует отнести контроль и самоконтроль студентов при овладении ими новыми знаниями.

Относя контроль к одному из видов обратной связи, принципиально важными требованиями к его осуществлению Н.В. Прокопенко считает:

а) осуществлять контроль не только результатов деятельности, но и самого процесса деятельности;

б) осуществлять стимулирующее воздействие контроля для продолжения деятельности: правильное соотношение процедуры действий, результата, который предвидится, и конечного, фактического результата; выявление соответствия и несоответствия между ними;

в) контролировать не только прямые, но и побочные продукты познавательной деятельности, не только знания, умения, навыки, способы деятельности, но и уровень развития психических процессов, новообразований личности;

г) органично включать контроль во все этапы познавательной деятельности;

д) обязательно осуществлять развитие самоконтроля, повышать его удельный вес в обратной связи, выдвигать определенные требования к самоконтролю [2].

После проведения курса по выбору мы вновь диагностировали студентов на предмет их готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности. Одновременно провели анализ готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности у студентов контрольной группы.

При анализе готовности студентов к обучению школьников самообразовательной деятельности после проведения курса по выбору мы определили уровни владения студентами данным качеством: высокий, средний, низкий.

К высокому уровню проявления готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности мы отнесли тех студентов, которые самостоятельно и доказательно решали проблемные ситуации и задачи, направленные на вооружение школьников умениями самообразовательной деятельности; систематически использовали компьютерные технологии при разработке заданий по обучению школьников самообразовательной деятельности; выполняли творческие проекты и защищали их, основываясь на теории педагогики и практике обучения.

К среднему уровню мы отнесли студентов, которые самостоятельно и доказательно решали проблемные ситуации и задачи, направленные на вооружение школьников умениями самообразовательной деятельности, однако ими не использовались компьютерные технологии при разработке заданий по обучению самообразовательной деятельности, и они испытывали затруднения при выполнении творческих проектов и нуждались в помощи при их защите.

К низкому уровню мы отнесли студентов, которые не умели самостоятельно и доказательно разрешать проблемные ситуации и задачи, направленные на вооружение школьников умениями самообразовательной деятельности; не использовали компьютерные технологии при разработке заданий по самообразовательной деятельности; не могли самостоятельно разработать творческие проекты и отказывались их защищать. обучению

Материалы мониторинга приводим в таблицах.

Таблица №4.

Уровни сформированности готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности у студентов экспериментальной группы после проведения курса по выбору и студентов контрольной группы, с которыми этот курс не проводился

Уровни готовности студентов к обучению школьниковВысокийСреднийНизкийЭкспериментальная группа30,4%39,4%30,2%Контрольная группа13,4%24,4 %62,2%

Как видим, в экспериментальной группе показатели значительно выше, чем в контрольной группе. Причем имеет место некоторое повышение показателей в готовности студентов к обучению школьников самообразовательной деятельности в экспериментальной группе в сравнении с предыдущим этапом, на котором проводилось экспериментальное обучение по формированию у студентов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности.

Таким образом, фактором, обеспечивающим успешность формирования готовности студентов к обучению школьников самообразовательной деятельности, являются объем и структура содержания высшего образования в целом, методы и организационные формы обучения, воспитывающее воздействие учебного процесса, то есть средства, которые направлены на формирование у студентов психологической готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности. Продуктивным путем формирования у студентов готовности к обучению школьников самообразовательной деятельности выступает использование активных методов обучения (творческих проектов, дискуссий, диспутов и др.).

Примечания:

Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе. М.: Экспедитор, 1996. 288 с.

Прокопенко Н.В. Управление познавательной деятельностью учащихся старших классов общеобразовательных школ: автореф. дис. … канд. пед. наук. Брянск, 2000. 20 с.

Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2002. 437 с.

Резинькова С.А. Процессуальный компонент воспитательной модели формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению средствами экспертной системы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. Вып. 3. С. 83-87.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям